Не погрешим против истины, если скажем, что каждый российский человек с детства был в курсе индийско-британских отношений в части вывоза культурных ценностей англосаксами из бывшей колонии. И не спешите отнекиваться, знали точно. Поскольку похищенные сокровища Агры стали причиной очередного расследования знаменитого Шерлока Холмса. В рассказе Артура Конана Дойля на сокровища Агры претендовали несколько человек и по справедливости, естественно, они достались наследнице одного из военных. Но если посмотреть на эту ситуацию с точки зрения индийцев, справедливости тут нет и близко, потому что сокровища Агры принадлежат только Индии. И граждане Великобритании к ним никакого отношения не имеют.

О чем не писал сэр Артур

Процесс возвращения культурных ценностей, изъятых во время британской колонизации, начался вскоре после обретения Индией независимости в 1947 году. И в первую очередь правительство страны выдвинуло требования по возвращению таких артефактов как алмаз Кохинор, Тигр Типу и скульптуры ступы Амаравати.

Алмаз «Кохинор», что означает «Гора света», был добыт в индийских шахтах Голконда. Это драгоценный камень огромной исторической и культурной ценности, который прошел долгий путь через руки разных правителей. В середине 19 века, после Второй англо-сикхской войны в 1849 году Британская Ост-Индская компания, могущественная торговая организация, которая фактически управляла большими частями Индии, аннексировала регион Пенджаб, входивший в Сикхскую империю. В рамках условий, наложенных после их победы, британцы потребовали алмаз Кохинор в качестве военной добычи. Алмаз был отобран у юного махараджи Далипа Сингха, которому было всего 10 лет, после смерти его матери-регента. В 1850 году представители Ост-Индской компании официально представили Кохинор королеве Виктории. Алмаз был переогранен в соответствии с европейскими вкусами и вставлен в британские коронные драгоценности. Есть еще версия, что Кохинор был «подарен» представителям Великобритании. Но, что бы ни утверждали британцы, для индийцев неизменной остается позиция, что камень просто похищен.

Британским трофеем считается и уникальная механическая игрушка Тигр Типу. Этот деревянный автомат в натуральную величину, изображающий тигра, нападающего на британского солдата, был заказан Типу Султаном, правителем Майсура, в конце 18 века. Типу, известный как «Тигр Майсура», был ярым противником британской экспансии в южной Индии. Его правление закончилось в 1799 году во время Четвертой англо-майсурской войны, когда британские войска под предводительством Ост-Индской компании и при поддержке союзников штурмовали его столицу Серингапатам. Победив и убив Типу, британцы разграбили его дворец, захватив сокровища как часть своих победных трофеев. Среди них был Тигр Типу. Артефакт был отправлен в Великобританию и в конечном итоге в 1880 году нашел свое пристанище в Лондоне, в Музее Виктории и Альберта.

Под иным предлогом в Британию, также в 19 веке, были вывезены более 120 скульптур из ступы Амаравати. Эти сложные резные фигурки датируются периодом с I века до н. э. по VIII век н. э. В разгар британского колониального правления, это ступа привлекла внимание британских археологов и чиновников. Полковник Колин Маккензи, шотландский офицер и геодезист, работавший на Ост-Индскую компанию и с 1840 года проводивший раскопки в Амаравати, начал процесс перевозки скульптур из индийской ступы в Великобританию под предлогом «сохранения». Сейчас эти скульптуры являются коллекцией Британского музея, посвященной древнеиндийскому искусству.

 «В каждом из этих случаев вывоз артефактов был осуществлен лицами или организациями, связанными с британской колониальной властью, будь то Ост-Индская компания, военные офицеры или археологи, такие как Маккензи. Предлоги были разными, но коренились в динамике завоевания и контроля: Кохинор был военным трофеем, Типу Тигр – трофеем победы, а скульптуры Амаравати – объектом предполагаемой охраны. Однако эти оправдания скрывали более глубокую реальность эксплуатации, где господство Британии позволяло ей тихо лишать Индию ее культурных сокровищ», – утверждает эксперт Ришабх Сетхи.

Придется возвращать

Как мы уже упоминали, процесс борьбы за возвращение вывезенных артефактов начался в Индии с получения независимости, в 1947 году.

«Индийское правительство, в первую очередь через свое Министерство культуры, возглавляет эти усилия, координируя действия с иностранными правительствами и учреждениями для переговоров о возврате. Археологическая служба Индии, агентство при Министерстве, играет важную роль, идентифицируя эти артефакты, документируя их историю и проверяя их подлинность. Помимо государственных органов, существует проект India Pride, неправительственная группа, основанная волонтерами в 2014 году, которая использует исследования, социальные сети и общественную пропаганду для отслеживания украденных предметов и добивается их репатриации, часто сотрудничая с официальными агентствами. В последние годы эти скоординированные действия привели к значительным успехам, – рассказывает Ришабх Сетхи. – С 2014 года Индия репатриировала более 640 артефактов из разных стран, что является существенным ростом по сравнению с 13 артефактами, возвращенными в период с 1955 по 2014 год. Этот всплеск отражает возобновленную приверженность сохранению культурного наследия Индии».

В 2010 году Археологическая служба Индии сделала заметный шаг, присоединившись к международной сети, нацеленной на возвращение бесценных артефактов, изъятых во время британского колониального правления. Осознавая трудности односторонних усилий, Археологическая служба Индии подчеркнула необходимость «дипломатической и юридической кампании» и обратилась за поддержкой к ЮНЕСКО. Этот шаг сблизил Индию с другими странами, такими как Египет и Греция, которые также давно обеспокоены иностранным владением их культурными ценностями. Несмотря на эти усилия, позиция британского правительства осталась твердой. Ссылаясь на Закон о Британских музеях 1963 года, который запрещает национальным музеям изымать предметы из своих коллекций, Великобритания отклонила просьбы Индии о возврате артефактов, таких как алмаз Кохинор и Будда Султангандж. Британские власти утверждают, что эти объекты были приобретены законным путем и являются неотъемлемой частью их национальных коллекций.

Но индийский народ не намерен отступать. В 2018 году Центральная информационная комиссия поручила канцелярии премьер-министра и Министерству иностранных дел усилить действия, предпринятые для возвращения древностей, таких как алмаз Кохинор, Тигр Типу Султана и скульптуры Амаравати. В 2022 году Union Culture подчеркнул, что возвращение древностей из Великобритании является важным политическим приоритетом, и премьер-министр Нарендра Моди лично отстаивает это дело.

Как говорил известный литературный герой Остап Бендер из произведения «12 стульев»: «Лед тронулся, господа!». И в деле возвращения индийских культурных ценностей на родину он, действительно, тронулся.

«Мандат Археологической службы Индии позволяет ей добиваться возврата артефактов, незаконно вывезенных после 1976 года, в соответствии с Законом о древностях и художественных сокровищах. Совсем недавно индийское правительство активизировало свои усилия по репатриации, – поясняет наш собеседник Ришабх Сетхи. – Стратегия предполагает инициирование процесса с небольших музеев и частных коллекционеров, которые могут быть более склонны к возвращению артефактов, прежде чем взаимодействовать с более крупными учреждениями и королевскими коллекциями. Эти согласованные усилия отражают приверженность Индии восстановлению своего культурного наследия и устранению исторической несправедливости».

Фото: https://avatars.dzeninfra.ru/, https://i.pinimg.com/, https://img.tourister.ru/, https://www.pnp.ru/