Эта и другие «речные» проблемы обсуждались в Астрахани на третьем заседании рабочей группы президиума Госсовета РФ, посвящённом развитию внутренних водных путей России, в режиме видеосвязи. Заседание провел помощник президента России, секретарь Госсовета Игорь Левитин. Руководитель рабочей группы — губернатор Астраханской области Александр Жилкин.

Заместитель минтранспорта РФ Виктор Олерский представил проект доклада рабочей группы. В нём проведён анализ современного состояния внутренних водных путей, рассмотрены проблемные вопросы и представлены предложения о путях их решения.

Среди основных проблем — недофинансированность отрасли и инфраструктурные ограничения для беспрепятственного прохода судов по российским рекам. «На четверть снизилась средняя глубина по всем водным путям — с 2,3 до 1,7 метра, — доложил Олерский. — В таких условиях более половины транспортных судов не могут ходить с полной загрузкой. В результате потери провозной способности флота ежегодно составляют порядка 46 миллионов тонн». Мешает и маловодность — она привела к «разделению» Волги в районе Нижнего Новгорода и стала причиной практически полного прекращения судоходства на этом участке. Так, перевозки туристов круизными судами с 2008 года сократились на полмиллиона человек, упущена выгода в 38 млрд рублей. Грузооборот внутреннего водного транспорта с 90-х годов снизился в 3,3 раза.

Ещё одна проблема — «старение» российского флота. За 15 лет потери превысили ввод в эксплуатацию новых судов в 13 раз. Средний возраст судов — 36 лет. И, если в 2000 году в стране было около 21 000 единиц транспортного флота, то сегодня — менее 11 000.

Решить «водные» проблемы может строительство низконапорных гидроузлов, поддержка судостроителей, а также создание речного фонда.

Губернатор Александр Жилкин акцентировал внимание рабочей группы на проблемах комплексного водопользования. «Необходим более системный подход к оценке проектов, реализуемых на водных объектах, — отметил губернатор Астраханской области. — Нужно понимание в каждом конкретном случае — что является приоритетом. Где-то это будет рыбное хозяйство, где-то судоходство, где-то гидроэнергетика. Но для этого понимания нужны чёткие критерии, прозрачность принятия решений, объективность при рассмотрении проектов».