Луганск – город паровозостроения СССР. Именно там был сконструирован, построен и получил своё название легендарный паровоз «Феликс Дзержинский». История появления тягового состава во времена активного импортозамещения в России может послужить хорошим примером. 

Итак, впервые задумались о том, что стране нужен свой уникальный паровоз в годы Первой пятилетки. В 1928 году руководство СССР начинало строить плановую экономику. С учётом этого необходимо было повысить паровозную способность железных дорог и перемещавшегося по ним транспорта. 

Путь к успеху был осложнён тем, что в СССР не было профильных специалистов для выполнения поставленной задачи. 

«Конструктор Вацлав Лопушинский уехал в Польшу, его помощника расстреляли, Бронислава Малоховского репрессировали. Других конструкторов локомотивов в стране нет», - сказано в отчёте наркомата. 

Учитывая обстоятельства, руководство решилось закупить паровозы зарубежом. Десять единиц доставили из США в СССР, но и это лишь осложнило ситуацию. А всё, потому что под этими паровозами попросту лопались железнодорожные пути (из-за нагрузки колесных пар на рельсы – зачастую она была не менее 23-х, а то и 30 тонн), а расход угля намного превышал допустимую норму.

Американские машины были полезны только как образец для работы немногочисленных советских инженеров.  Кое-что наши специалисты позаимствовали, но технику нужно было адаптировать под условия работы в Советском Союзе, под ее климат. 

В 30-х годах создаётся Бюро по реконструкции транспорта. Для работы туда привлекли арестантов и других задержанных за вредительство и антисоветчину. По сути, это была одна из первых, так называемых, “шарашек” для профильных специалистов.  

Усилиями тружеников всего за сто дней, весной следующего года эскизный проект был полностью готов. Для понимания, специалисты спроектировали самый мощный в истории СССР грузовой паровоз с целым набором новых для страны технологических решений. 

Комплект рабочих чертежей нового локомотива в августе получил Луганский паровозостроительный завод, который прошёл реконструкцию под выпуск перспективного тягового состава. 

Менее чем за три месяца паровозостроители воплотили всё это в работающий металл. В производстве паровоза участвовало несколько заводов. 

Своё символичное название состав получил именно в Луганске.

«В честь организатора борьбы за обновление и реконструкцию социалистического транспорта, чекиста, непримиримого борца с контрреволюцией, саботажем и вредительством, верного часового пролетарской страны, железного Феликса Дзержинского, – назвать его именем паровоз типа 1-5-1, присвоив ему серию ФД», – обратились к руководству рабочие ударной бригады, которая участвовала в сборке первой машины.

После проведения испытаний, которые прошли вполне успешно, началось серийное производство паровозов "ФД". Результат был достигнут. Новые локомотивы обживались на железных дорогах СССР. За десять лет было изготовлено 3213 паровозов этой серии.  

Новшество дало толчок для усиления всего путевого хозяйства Союза, грузовой транспорт серьёзно повлиял на промышленное развитие всей страны. "ФД" стал основной машиной товарного паровозного парка следующих пятилеток. Благодаря усилию советских людей произошла настоящая революция, завершившая эпоху господства европейской школы паровозостроения в России.

Распад Союза негативно отразился на экономике всех республиках. Тяжелое экономическое положение и приватизация губили предприятия. Однако Луганский тепловозостроительный завод выжил — тягачи выпускались, хотя и в меньшем количестве. 

Но уже при украинской власти на заводе мелкосерийно выпускались электрички и дизель-поезда – исключительно для своих нужд. В 2007 году Луганский завод купила российская компания "Трансмашхолдинг". С этого момента начинается массовое производство нового тепловоза 2ТЭ116У для российских железных дорог.

Но с 2014 года, начала вооруженного конфликта в Донбассе, украинские боевики постоянно обстреливали предприятие. Последний тепловоз там собрали в 2016 году. Жизнь на предприятии замерла...

По одним данным, завод сегодня не производит тепловозы, но некоторые участки обрабатывают детали, поставляемые из Новочеркасского электровозостроительного и Брянского машиностроительного завода. По другим данным, часть оборудования была вывезена в российские регионы вместе с документацией на тепловоз 2ТЭ116У.

Учитывая, что теперь Луганск – это Россия, нет никаких сомнений в том, что промышленность региона будет восстановлена. Говорить о возобновлении производства на паровозном заводе пока не приходится, однако в 2021 году сообщалось, что Луганский центральный кузнечный завод, находящийся на территории тепловозостроительного, начал производит отдельные виды продукции и поставлять их в регионы. А уже в феврале 2023 года правительство ЛНР пообещало восстановить работу Луганского авиационного ремонтного завода. Возможно, и время паровозостроительного предприятия наступит для того, чтобы снова прославить луганчан на весь мир.