В представлении граждан экстремизм и терроризм – это вербовка, захват заложников, взрывы. Отчасти это так, но истоки этих злодеяний – в социальной напряженности и раздражённости населения. Об этом почему-то не говорят эксперты и не пишут СМИ.

«Южная служба новостей» совместно с ведущим экспертом Института права и национальной безопасности РАНХиГС при Президенте России (г. Москва), доктором юридических наук, профессором Сергеем Воронцовым и генерал-майором ФСБ в запасе Александром Михайловым постоянно пишет о методах противодействия идеологии экстремизма, борьбе с терроризмом и негативных явлениях, которые предшествуют этому.

Сергей Воронцов неоднократно отмечал, что государству и обществу необходимо учиться слышать запросы молодежи, создать соответствующие времени институты формирования миропонимания, формировать понятную систему социальных лифтов, исключающую коррупцию.

Также, он добавил, что идеологическое противостояние терроризму — вопрос комплексный и непростой, успеха в этой сфере пока не удается добиться ни одной стране. Однако предотвратить появление «моды на терроризм», лишить его всякой привлекательности для ищущих свой путь в жизни нормальных молодых людей — это вполне решаемая задача.

С мнением профессора солидарен и Александр Михайлов, который отмечает, что молодежь сегодня никому не нужна и добиться ей какого-либо успеха в жизни очень трудно, а раздражителей вокруг полно.

– В последнее время молодежь, да и все население раздражается из-за многих факторов: коррупции, мошенничества в ЖКХ, роста цен, произвола полицейских, очередей в поликлиниках, избыточных ограничительных мер из-за коронавирусной пандемии и особенно показной сытости чиновников, их жен и детей, представителей «богемы», открыто демонстрирующих свое пренебрежение к законам страны, людям и условиям, в которых те живут, – отметил генерал.

Экс-начальник ЦОС ФСБ отмечает, что не только отсутствие социальных лифтов у молодежи влияет на их идеологию и примыкание к различным запрещенным течениям, но и отсутствие диалога и массовое распространение наркотиков.

Сегодня в России разработана новая Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, подходы которой приведены в соответствие с реально существующими угрозами национальной безопасности.

– Стратегия направлена на дальнейшее совершенствование взаимодействия органов обеспечения безопасности и правопорядка с гражданским обществом, а также на повышение доверия граждан к органам власти и правоохранительной системе. Это логично в условиях периодически пресекаемых экстремистских и террористических проявлений, – отметил профессор Воронцов. – Документы стратегического планирования весьма актуальны, так как они создают правовой фундамент инновационного развития, обеспечивают организационные, законодательные и экономические гарантии процесса государственного строительства.

Первая Стратегия противодействия экстремизму была принята в 2014 году и за это время изменились методы и подходы.

В новой редакции, по мнению экспертов, ключевое значение имеют следующие положения:

– В документе прописаны определяющие цели и задачи в интересах национальной безопасности (ст.2). В то время, как в предыдущей версии они не упоминались. Добавлено определение понятия «идеология насилия», под которой понимается «совокупность взглядов и идей, оправдывающих применение насилия для достижения политических, идеологических, религиозных и иных целей (п. «а» ст.4).

– Отмечена возрастающая опасность вовлечения в экстремистскую деятельность не только абстрактной «молодежи», но конкретно указано на несовершеннолетних, в связи с их иммунитетом к уголовной ответственности и низкой сопротивляемости информационно-психологическому воздействию (ст.19). Если в документе 2014 года говорилось о негативных тенденциях в среде футбольных фанатов, современная редакция документа свидетельствует о серьезной озабоченности в отношении спортивной сферы в принципе, и опасности проникновения экстремистски настроенных элементов в преподавательско-тренерские круги (ст.25).

– В области правоохранительной деятельности добавлены: противодействие «цветным» революциям и принцип соразмерности наказания.

– Изменения коснулись и деятельности миграционной политики: не допустить формирования неблагоприятной миграционной ситуации, возникновения пространственной сегрегации, формирования этнических анклавов или ситуации социальной исключительности отдельных групп граждан. Впрямую указано требование развития информационных систем учета нежелательных граждан.

Актуальность пункта Стратегии о миграционных изменениях подтверждается практикой оперативно-боевой работы ФСБ России, сотрудники которой на днях сообщили о выявлении и пресечении на территории Ростовской области деятельности законспирированной ячейки сторонников запрещенной МТО «Исламское государство» (Запрещена в РФ), в состав которой входили шесть жителей области из числа граждан одной из среднеазиатских стран и России. Они готовили нападения на сотрудников полиции и планировали совершение террористических акций в медицинских и учебных заведениях. О крайней опасности ячейки говорит тот факт, что при попытке задержать главаря группы в Азовском районе, предполагаемый террорист стрелял из автомата Калашникова в сотрудников спецподразделения ФСБ России, затем подорвал себя с помощью СВУ. Благодаря профессиональным действиям оперативников ФСБ пострадавших среди гражданского населения и сотрудников правоохранительных органов нет. В рамках дальнейших оперативно-­розыскных мероприятий и следственных действий в г. Ростов-на-Дону задержаны остальные пять членов группы, у которых изъято готовое к применению самодельное взрывное устройство, автоматическое огнестрельное оружие и боеприпасы, а также наркотические средства. Следственными органами возбуждены и расследуются уголовные дела по признакам составов преступлений статей 205 («Террористический акт»), 222 («Незаконный оборот оружия»), 317 («Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа») УК России.

Также, в новой редакции Стратегии прописана и роль негосударственных СМИ в сохранении межнационального и межконфессионального согласия исчезло ограничение по привлечению к указанной работе только государственных СМИ.

Кроме этого, появилось требование о соглашении между СМИ и профильными государственным и иными организациями по противодействию экстремизму и добавлено положение по выявлению и изучению особенностей экстремистской пропаганды и ее влиянию на граждан.

По мнению Сергея Воронцова, Стратегия призвана формулировать цели и задачи развития, а также защиту населения от угроз и рисков в информационном пространстве, а также экстремистских и террористических проявлений.

Документ нацелен на комплексный системный подход реализации Стратегии, на согласованные и взаимосвязанные действия и мероприятия.

При этом, результат будет виден в показателях на каждом этапе реализации, а мониторинг позволит оценить достижения конечных и промежуточных результатов.

Автор материала: Марк Быков.