На прошлой неделе премьер-министр РФ Михаил Мишустин посетил Пятигорск, где провел совещание по экономическому развитию Северного Кавказа.

Тогда глава правительства поручил минэкономразвитию РФ до 1 июля подготовит методические рекомендации для экономического развития регионов СКФО.

Речь шла о господдержке инвестиционной привлекательности, уменьшения доли теневого сектора, развитии курортно-санаторного комплекса, привлечении инвесторов, модернизации коммунальной инфраструктуры.

С учетом масштабности поручений можно предположить, что регионы СКФО получат мощнейшую поддержку для развития.

Эксперты «Южной службы новостей» оценили планы по развитию Северного Кавказа и отметили, что Южный федеральный округ также нуждается в социально-экономическом развитии, но предложили главам не ждать приезда премьер-министра, а самим включиться в работу.

«Безусловно, нам необходимы иные модели экономического роста. В регионе не стоит так остро как на Северном Кавказе борьба с теневым сектором экономики. Развитие курортно-санаторной базы, например, Краснодарского края, Крыма, последнее десятилетие шло и идет высокими темпами», – заявил заведующий кафедрой гражданского и предпринимательского права ЮРИУ РАНХиГС Николай Сармин.

Эксперт отметил, что региональным правительствам Южного федерального округа следует присмотреться к подготавливаемым методическим рекомендациям минэкономразвития РФ по разработке моделей экономического развития Северного Кавказа, которые позволят более четко формулировать запрос к федеральному центру на оказание содействия в решении актуальных проблем.

«Очевидно, это в первую очередь отсутствие реальной совместной стратегии субъектов, их активного партнерства по вопросам экономики. За 20 лет существования мы не слышали об «историях успеха», не видим иного объединяющего/интегрирующего начала кроме территориального соседства. Транспортная инфраструктура налажена недостаточно – дороги, авиарейсы, обеспечивающие мобильность населения и товаров. Из собственной юридической практики я могу отметить, что удобства в передвижении нет даже между Ростовом-на-Дону и Краснодаром. Что уже говорить о совместных предприятиях, финансовых структурах, координации логистических потоков и инициатив в области экологии. Южному федеральному округу не следует дожидаться рабочих поездок премьер-министра и необходимо приступать к самостоятельной совместной разработке моделей экономического роста макрорегиона, ведь стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года была принята в 2011 году и последний раз корректировалась в далеком 2014 году. Да, и на дворе уже 2021 год», – отметил Сармин.

Доцент кафедры гражданского и предпринимательского права ЮРИУ РАНХиГС Игорь Юрин выделил две главные общие проблемы российской экономики.

Первая – рентный характер. По мнению эксперта, рентные доходы сопоставимы с процентом на капитал, а с учетом рисков значительно выше, поэтому экономика живёт кривым обменом природных ресурсов на труд китайских рабочих.

Вторая – низкое качество государственного управления. Здесь доцент заявил, что инвестиционный процесс полностью заменен государственным финансированием, что приводит к полному вырождению первого.

В качестве примера Юрин привел дотационный регион Адыгею, где есть прекрасный продукт – адыгейский сыр.

«Можно создать региональную программу «Адыгейский сыр», в которой уйти от чистого импортозамещения и провозгласить целью экспортную ориентированность», – заявил эксперт.

К примеру, в каждом гипермаркете Walmart в любой стране мира рядом с итальянским пармезаном должен быть адыгейский сыр с сопоставимыми объемами продаж.

Собеседник отметил, что для этого необходимо заняться вопросами регистрации географического указания и наименования места происхождения товара, сформировать требования к тому, что на территории Адыгеи должны осуществляться все стадии производства товара, показать особые свойства этого сыра, сформировать маркетинговую программу продвижения на крупные рынки Европы, Азии, Америки.

Также Юрин добавил, что необходимо объединить сотни мелких и средних сыроварен снабженческой и сбытовой кооперацией, оставив им полную хозяйственную самостоятельность при соблюдении технических условий производства и хранения, предоставить предприятиям налоговые льготы, субсидирование процентных ставок по кредитам на развитие производства, рекламную поддержку.

Измерять эффективность подобной программы эксперт предлагает величиной валютной выручки от продажи адыгейского сыра и отмечает, что только конкуренция на мировых рынках с лучшими образцами сформирует уникальный продукт, которому никакие санкции не страшны.

«Однако, нерешенность общих проблем, приведет к тому, что подобная программа будет реализована в РФ следующим образом: в Адыгею приглашается премьер-министр, ему организуют красочную презентацию программы «Адыгейский сыр» с графиками, таблицами и дегустацией, программа утверждается как региональная, выделяются средства на её реализацию, средства «осваиваются», «распиливаются», «откатываются», затем программа плавно «сворачивается» и разрабатывается новая, например, «Адыгея – горная жемчужина Кавказа», а о первой все забывают, процесс повторяется. Говорить о частных, а тем более иностранных инвестициях в подобных условиях невозможно», – сообщил Юрин.

Также собеседник в качестве еще одного примера привел образование, как отрасль с возможностью экспорта услуг, которым могла бы воспользоваться Адыгея.

«Тягаться с Оксфордом или Кембриджем Адыгея, конечно, не сможет, а вот в подготовке кадров для сыроваренного производства – почему бы и не попробовать, но это уже вопрос дальнейшего развития региона… Но пока это фантастика», – подытожил эксперт.