По инициативе президента РФ с 1 сентября в России стартовала новая культурная программа «Пушкинская карта».

С её помощью молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет могут приобретать билеты в театры, музеи и концертные залы за государственный счёт.

Сегодня баланс карты – три тысячи рублей, но в 2022 году увеличится до пяти.

На днях глава государства предложил разрешить использовать средства «Пушкинской карты» для покупки билетов на фильмы отечественного производства.

«Эмоциональное впечатление от Программы «Пушкинская карта», несомненно, позитивное; затея воспринимается как замечательная инициатива по созданию инструмента доступа и приобщения молодежи к культурным ценностям», – отмечает профессор кафедры истории, права и гуманитарных дисциплин Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС, доктор философских наук Лилия Мулляр.

Эксперт считает, что профицит «Пушкинской карты», который констатировал Мишустин, правомерно рассматривать как один из показателей отсутствия у молодежи интереса к культурному просвещению.

«Чтобы вызвать стремление погрузиться в  культурную среду, молодой человек должен быть интеллектуально подготовлен, его культурный интерес как стойкий и систематический должен быть сформирован образовательным процессом. К сожалению, в современной образовательной реальности не очень много места культурологическим знаниям.

В средней школе недостаточно внимания уделяется таким предметам, как теория/история зарубежной и отечественной культуры. Как правило, эти дисциплины в школах изучают только в том случае, если это элитное или частное общеобразовательное заведение, где ученикам преподают не только программные предметы, но и такие, как этика, эстетика, основы философии.

В Базовой части учебного плана вуза, как правило, представлены история, философия, право, экономика, менеджмент. При этом, нет культурологии, которая обеспечивает изучение собственно культуры. А ведь очевидно, что любому человеку необходимо понимание культуры, т.е. той среды, которая именуется «второй природой», является формой, способом и результатом всей человеческой жизнедеятельности. Положение культурологии в сфере высшего образования может служить классическим прецедентом стратегической недальновидности государства, которое закономерно столкнулось с проблемой ответного падения культурного уровня молодежи, и теперь пытается устранить пробел фрагментарными программами, но усилия эти уж очень напоминают «Тришкин кафтан».

Только целенаправленное обогащение школьного и вузовского образования культурологическими дисциплинами, предположительно, сможет обеспечить преодоление «рукотворного» кризиса культурного просвещения молодежи», – заявила Мулляр.