В первых строках этого материала хотелось бы сразу заявить: мы ни в коей мере не ставим целью разжигание ненависти к лицам иной конфессии. Неправославные христиане, куда, между прочим, входят и католики, верят в Бога, соблюдают обряды и придерживаются своих уставов. Российской конституцией такое право дано любому человеку. Но вот когда верующий человек начинает служить не только Богу, но и другим, человеческим, и даже вражеским, интересам, тогда такая позиция становится непонятной и, как следствие, преследуемой. Так, на днях за экстремизм в Саратове взяли главу местных пятидесятников – уроженца Украины. Этот случай заставил поближе присмотреться к протестантам в России. Итоги пристального интереса оказались неожиданными. Сейчас в России протестантских церквей и организаций более 7,5 тысяч и многие из них возглавляют выходцы с Украины. Причем, многие из тех лидеров, еще пребывая на родине, отличались русофобией и проевропейскими взглядами. Заметим, что вряд ли их позиция по отношению к России и россиянам изменилась со сменой места жительства.

Насколько важно быть бдительным и оглядываться на украинское происхождение духовного лидера? Всегда ли только к Богу ведет путь протестанта? Эти вопросы корреспондент «Южной службы новостей» задал кандидату философских наук, доценту кафедры философии религии и религиоведения ДГТУ Евгению Эгильскому.

«Старые» и «новые» протестанты

В первую очередь эксперт предупредил, что нельзя делать огульные выводы даже по нескольким случаям задержаний протестантских лидеров, а уж тем более, по их украинским фамилиям. Все зависит, в первую очередь, от человека. Тем более, что протестантизм в России появился еще в начале прошлого века. К началу 20-го века на территории Малороссии в Российской империи были уже практически все направления протестантизма – все, что вообще тогда существовали. И в советские времена на Украине протестантские общины тоже продолжали существовать: баптисты, пятидесятники, другие. Кто-то легально, кто-то полуподпольно, кто-то вовсе подпольно, так было по всему Советскому Союзу.

«В последние годы существования СССР, и особенно вскоре после его распада, в Россию и в другие республики, ставшие самостоятельным государствами, хлынул мощный вал иностранных проповедников. Буквально от всех религиозных организаций, что только можно себе представить: от католиков и до всякой, иногда малоприятной, мягко говоря, экзотики наподобие АУМ Синрике*. Хлынули и протестантские пасторы: пятидесятники разных оттенков, адвентисты, харизматы... Появлялись иногда очень скандальные группы – и те, кого сами протестанты за своих не считают. Кто застал это время, тот помнит, как в каждом дворце культуры собиралась какая-нибудь протестантская община, а на всех стадионах чуть ли не еженедельно приехавший из-за рубежа проповедник собирал большую-большую толпу, – вспоминает наш собеседник. – Тогда и на Украине начинается бурный рост протестантских общин. «Старые» протестанты, которые еще с советских времен – разворачивают свою деятельность, вновь возникшие – составляют им конкуренцию. Украинские протестанты активно взаимодействуют со своими российскими единоверцами, пасторы ездят через границу, есть структуры, в которые входят и российские, и украинские протестантские организации. Протестанты очень быстро начинают играть заметную роль и в религиозной, и в общественной, и в политической жизни Украины».

По словам эксперта, тогда чаще всего приходится слышать о «новых» протестантах – организациях, возникших после 1991-го года. Не обходилось и без громких скандалов. Так, прошло уже более десяти лет с грандиозного скандала, в центре которого оказался Сандей Аделаджа – проповедник родом из Нигерии, получивший образование в СССР, лидер «Посольства Божьего» – одной из крупнейшей украинской протестантской церкви. Речь шла о крупных финансовых махинациях, и все закончилось для Аделаджи тюремным сроком.

Также на Украине активно действовало «Новое поколение»** во главе с гражданином Латвии Алексеем Ледяевым***. Для этой организации характерно стремление активно проникать во властные структуры. Они вообще хотят устроить свой собственный «новый мировой порядок» (так, кстати, и называется книга Ледяева) и у нас. Кстати, «Новое поколение» тоже было представлено своими местными организациями – церквями, как называются такие местные организации у протестантов. Характерно и то, что очень многие украинские протестанты не просто политически активны, но и имеют четко выраженную прозападную ориентацию.

Контроль не помешает

Эгильский призывает нас не удивляться тому, что очень и очень многие из них активно поддержали переворот на майдане в 2014-м году? Или что они не только привозили палатки и горячие обеды боевикам, но и сами были в числе боевиков? Или что первый постмайданный ио президента Украины Александр Турчинов – еще и протестантский диакон? Скорее, это закономерно. После начала СВО украинские протестантские пасторы пополнили ряды военных капелланов украинской армии. И это не говоря уже о том, что многие протестантские организации Украины разорвали связи со своими российскими единоверцами еще в 2014 году.

«В итоге у нас сейчас очень сложная ситуация. С одной стороны – очень многие украинские протестанты настроены прозападно и антироссийски. Многие, но не все. Особенно это относится к тем регионам, которые вошли в состав России: там много тех протестантов, кто за Россию. Те, кто был против России – массово уехали, – рассуждает наш собеседник. – С другой, никуда не ушли многолетние связи со своими российскими единоверцами, которые могут быть разорваны официально, но продолжаться на уровне личных контактов. Тут может быть все неоднозначно. Усложняет ситуацию и массовый переезд людей из Украины на территорию нашей страны: обширные территории вошли в состав России, множество людей переехало и в «старые» российские регионы. Ожидаемо и закономерно, что среди людей, недавно бывших гражданами Украины, и подвергавшихся массированной русофобской идеологической обработке, попадаются те самые волки в овечьей шкуре. А с протестантами тут может быть еще сложнее: их могли подвергать этой обработке сразу по двум каналам – их обрабатывало украинское государство, и плюс к этому еще и религиозная община, если там были русофобские настроения. Могут ли такие люди заражать своими «идеями» единоверцев в России? Увы, и такое может быть, и бывает».

Успокаивает одно – взвешенный и трезвый подход к этому вопросу. Когда мы читаем в прессе, говорит Евгений Эгильский, что где-либо раскрыли и задержали неких вражеских идеологов, мы понимаем, что ситуация под контролем.

* признана террористической и запрещена в РФ

** организация, признанная нежелательной на территории РФ

***признан иноагентом

Фото: https://static1-repo.aif.ru/, https://i.pinimg.com/, https://cdn.ren.tv/, https://i.ytimg.com/