Современным искателям сокровищ совсем не нужно снаряжать дорогостоящие экспедиции в неизученные уголки планеты. Поиск «сундуков с драгоценностями» может проходить в пыльной тишине государственных архивов и на площадках презентабельных аукционов. Этот путь будет более эффективным, особенно если идет поиск давно пропавших ценностей. Также нужно быть готовым к тому, что придется собрать не одну папку справок, экспертиз и свидетельств, чтобы доказать свою собственность на обнаруженные сокровища. Даже если, на первый взгляд, собственность в подтверждениях не нуждается. Богатым опытом в таком поиске сокровищ могут поделиться индийские археологи. Путь возвращения артефактов вывезенных из Индии в страны мира начался еще в 1947 году.

Уже дома

Индийская экзотика была очень востребована в 19 и начале 20 веков. Из Британской колонии везли все – от мелких путешественников до владельцев крупных компаний, и всё – от жемчужных бусин до скульптур религиозных сооружений. И только с получением независимости в 1947 году индийское правительство стало требовать возврата вывезенных ценностей. Алмаз Кохинор, украсивший британскую корону, Тигр Типу и скульптуры ступы Амаравати – это самые громкие похищенные артефакты, история возвращения которых на родину длится по сей день.

«Есть Закон о Британских музеях от 1963 года, который, по сути, гласит, что национальные музеи не могут просто так раздавать свои коллекции. И это – надежная юридическая стена, которая использовалась для блокировки возвратов артефактов в течение многих лет, – говорит эксперт Ришабх Сетхи. – Вдобавок ко всему, Британия теперь рассматривает эти предметы как часть своей собственной истории. Они утверждают, что такие сокровища, как Кохинор, который находится в британской короне с 1849 года, или Типу Тигр, взятый в качестве военного трофея, являются предметами «всемирного наследия». И хранение их в Лондоне делает их доступными для всех, а не только для нас, индийцев. Это, конечно, удобная позиция, и британцы крепко за нее цепляются».

Но индийская сторона мягко и последовательно идет к своей цели. Несколько организаций в Индии неустанно работают над возвращением культурных ценностей, которые были вывезены во времена колониализма или незаконным путем. Индийское правительство, в первую очередь через свое Министерство культуры, возглавляет эту работу, координируя действия с иностранными правительствами и учреждениями для переговоров о возврате. Археологическая служба Индии, агентство при Министерстве, играет важную роль, идентифицируя эти артефакты, документируя их историю и проверяя их подлинность. Помимо государственных органов, существует проект India Pride, неправительственная группа, основанная волонтерами в 2014 году, которая использует исследования, социальные сети и общественную пропаганду для отслеживания украденных предметов и добивается их репатриации, часто сотрудничая с официальными агентствами. В последние годы эти скоординированные действия привели к значительным успехам. С 2014 года Индия вернула более 640 артефактов.

«Известные находки включают скульптуру из песчаника X века, изображающую Господа Вишну, которая была вывезена контрабандой из Раджастхана и продана коллекционеру из США. Благодаря дипломатическим переговорам и юридическим соглашениям артефакт был успешно возвращен в Индию в 2024 году, – рассказывает Сетхи. – Кроме того, Индия приняла упреждающие меры для предотвращения незаконного вывоза культурных ценностей. Например, в мае 2025 года индийское правительство вмешалось и остановило аукцион исторически значимых драгоценных камней Пипрахва в Гонконге, которые, как полагают, включают реликвии, связанные с останками Будды. Министерство культуры пригрозило судебным иском, сославшись на нарушения законов о культурном наследии, что привело к отсрочке аукциона. В 2021 году Соединенные Штаты передали 157 древностей, что стало крупной победой, достигнутой по дипломатическим каналам. Еще одно заметное возвращение произошло в 2022 году, когда Австралия репатриировала 29 артефактов, включая предметы, связанные с индуистскими и джайнскими традициями».

Даже Британия вынуждена то и дело возвращаться к вопросу репатриации. Недавние двусторонние соглашения Индии, такие как пакт США и Индии о культурных ценностях 2024 года, сигнализируют о переходе к использованию торговых партнерств для реституции. Постепенный, многосторонний подход Индии, сочетающий низовую активность, цифровые инновации и дипломатическое давление, отражает растущую глобальную расплату с культурным воровством, считает эксперт. Стоит упомянуть скульптуру Тамил Наду, которая находится в Музее Эшмола в Оксфордском университете, решение о возвращении которой домой было принято в марте 2024 года, на основании экспертного мнения независимых исследователей. И хотя этот процесс все еще ожидает одобрения Комиссии по благотворительности, но соглашение уже есть. Возвращение даже небольших артефактов, таких как меч правителя Майсура Типу Султана XVIII века из Великобритании в 2024 году, подчеркивает символический и исторический вес этих усилий, отмечает Сетхи.

Пора возвращать

Исходя из рассказа нашего собеседника, существует еще множество индийских культурных ценностей, которые пропали из-за колониальных грабежей, войн и незаконной торговли и, вероятоно, были вывезены за границу. Они не имеют такой же известности или популярности, как скульптуры Типу Тигра, алмаза Кохинора или ступы Амаравати, но остаются глубоко значимыми для народа Индии. Ришабх Сетхи привел целый список сокровищ, возвращения которых ждут в Индии.

Медная статуя Будда Султангандж, высотой 2,3 метра периода Гупта-Пала, обнаруженная в Бихаре в 1861 году во время строительства железной дороги. Она была перевезена в Бирмингем в 1864 году, чтобы вдохновить местных металлистов, и теперь является выдающимся экспонатом в Бирмингемском музее и художественной галерее.

«Лейденские пластины» – набор из 21 медной пластины XI века, подробно описывающие родословную и достижения династии Чола. Эти пластины весом 30 кг были привезены в Европу религиозным служителем между 1703 и 1712 годами и в настоящее время хранятся в библиотеке Лейденского университета в Нидерландах.

Золотой трон махараджи Ранджита Сингха, созданный в 1820 году, был захвачен британскими войсками после аннексии Пенджаба в 1849 году. Этот трон в форме лотоса теперь является частью коллекции Музея Виктории и Альберта в Лондоне.

«Альбом Витсена» включает в себя 49 миниатюрных картин из Голконды XVII века, изображающих различных индийских правителей. Эта коллекция, привезенная в Нидерланды в 1686 году, хранится в Рейксмузеуме в Амстердаме.

Реликвии Сарипутты и Моггалланы, главных учеников Будды, были раскопаны в Индии и вывезены в Великобританию в 19 веке. После настойчивых усилий буддийских организаций эти реликвии были возвращены в Индию в 1949 году и сейчас находятся в Дхармараджика Вихара в Калькутте.

Картины Калигхата, созданные в Калькутте в 19 веке, известны своими смелыми линиями и яркими цветами, изображающими индуистских божеств и повседневную жизнь.

 «Многие из этих произведений искусства были собраны европейскими путешественниками и теперь являются частью международных музейных коллекций, включая Музей Виктории и Альберта в Лондоне. Тысячи индуистских, джайнских и буддийских божеств продолжали увозить и из независимой Индии. Они хранятся в мелких и частных коллекциях и изредка всплывают на свет, – с горечью говорит Ришабх Сетхи. – В качестве примера можно привести, Шрипурантхан Натараджа – бронзовая статуя Шивы XII века эпохи Чола, украденная из Тамил Наду в 1970-х годах и позже найденная в лондонской галерее, была репатриирована в 2015 году после судебного разбирательства. Рамбха Сарасвати – бронзовая статуя богини XV века, вывезенная контрабандой из Ассама в 1990 году и возвращенная с аукциона в Великобритании в 2022 году. Скульптуры джайнских тиртханкаров – изящные мраморные и бронзовые фигуры, часто переправляемые через подпольные сети, в последние годы были репатриированы из коллекций США и Австралии. Колониальные археологи раскопали огромные клады монет, такие как золотые монеты эпохи Гупта IV–VI веков, которые раскрывают экономическую историю Индии. Многие из них были отправлены в Британский музей или проданы частным коллекционерам».

Эти культурные ценности, возможно, и не так ярко сияют в глазах общественности, как Кохинор или Типу Тигр, но они не менее драгоценны для народа Индии, поскольку содержат в себе сущность цивилизации, представляет собой богатую палитру культурной и религиозной истории страны.

Фото: https://cdn.ren.tv/, https://i.pinimg.com/