«Дело крушения малазийского «Boeing 777» шито белыми нитками»

Происшествия 15 апреля 2017, 16:05
340

Прошел ровно год со дня крушения «Boeing 777» в районе села Грабово Донецкой Народной Республики. Самолет малазийских авиалиний, следовавший по маршруту Амстердам — Куала-Лумпур, потерпел крушение 17 июля 2014 года. На борту находилось 283 пассажира, в том числе 80 детей и 15 членов экипажа. Все они погибли.

Падение Боинга стало крупнейшей авиакатастрофой за последние несколько лет. Разбираться со всеми последствиями аварии пришлось еще только начавшей свое становление молодой Республике. Обеспечение спецтранспортом для проведения операции и логистика были возложены на Министерство транспорта ДНР и его руководителя Семена Кузьменко.
Спустя год Семен Александрович вспоминает подробности последствий крушения рейса MH17.

«Курировали поисковую операцию эксперты голландской стороны при плотном взаимодействии со всеми структурами ДНР. Но все работы по сбору тел и обломков, а также сложности, которые возникали - были полностью на Донецкой стороне. Мы обеспечивали человеческие ресурсы, транспорт и технику для проведения операции на всех этапах, - говорит Министр. - В частности, МВД ДНР оцепило место происшествия, а специалисты МЧС занимались поиском и сбором тел погибших пассажиров и обломков самолета. На первом этапе работы Министерством транспорта была предоставлена секция вагонов-рефрижераторов из 5 вагонов и вагона-генератора. Все найденные тела погибших людей на нашем транспорте были вывезены в Харьков, перемещены в самолет и отправлены в Малайзию. Работать необходимо было действительно быстро. К примеру, решение по поводу того, что делегация из малазийских экспертов пожелала сопровождать тела, было принято за час до отправления поезда. За это короткое время мы предоставили им все условия для поездки. Не менее оперативно был проведен и второй этап операции, который заключался в вывозе всех крупных обломков самолета. Также на этом этапе были доставлены три тела погибших. Это было связано с тем, что их накрыл очень крупный обломок фюзеляжа, поэтому изначально спасатели не могли их достать. Министерством транспорта была предоставлена подъездная площадка, где грузились обломки. А также полностью организована загрузка обломков в вагоны и их отправка. Весь собранный груз был вывезен за один раз. На обоих этапах операции специалисты Министерства отработали очень хорошо, получив высокую оценку за скорость и точность».

По словам руководителя транспортного ведомства, силовиками Республики были разработаны целые спецоперации, чтобы собрать обломки самолета. Зная в каких квадратах будут работать поисковые группы, украинская сторона начинала обстрелы именно этих мест. «На втором этапе это было особенно заметно, когда они своими обстрелами срывали сбор обломков самолета. Где-то хитростью, где-то военной ловкостью, где-то доблестью исполнителей мы все-таки выполнили задачи. Также с украинской стороны предпринималась масса попыток по перехвату инициативы, начиная с вывоза тел – первого этапа. Оперативное управление железной дорогой осуществлялось ДНР, а они пытались произвести передачу тел сами. Украина стремилась представить нас недоговороспособными, стороной, которая не сдерживает своих обещаний. В общем, делалось все возможное, чтобы помешать сбору частей фюзеляжа, без которых не могла начать работу следственная группа».

Семен Кузьменко рассказал, что после аварии Республика прошла серьезный этап государственного становления. С крушением самолета даже связан первый документ Донецкой Народной Республики. Это был акт передачи «черных ящиков». Бортовые самописцы следственным органам были переданы 21 июля в Донецке на 11 этаже Дома правительства. Был подписан акт о передаче. С одной стороны выступала Донецкая Народная Республика, с другой – представители Малайзии, которые его приняли.

По мнению Министра транспорта ДНР, следственные действия по крушению боинга, которые не окончены спустя год после трагедии, вызывают очень много вопросов.
«До сих пор расследование не вышло на какую-либо активную фазу. Общественности адекватно и четко не назвали даже самой причины крушения самолета. Это очень серьезный политический вопрос, так как Европа не заинтересована сейчас назвать именно Украину террористами. Для меня лично особых вопросов по причине аварии не возникает. Я выезжал на место происшествия, видел пробоины в фюзеляже нетипичные, неестественные для зенитно-ракетного комплекса. Там, в принципе, все шито белыми нитками. Отдельно хотел бы отметить, что на втором этапе мы стали свидетелями как обломки фюзеляжа спокойно резались большими бензорезами. Я думаю, что уже на тот момент, когда мы еще грузили обломки самолета, на той стороне все уже прекрасно знали, кто и что сделал, поэтому заинтересованности в дальнейшем расследовании никакой не было. Уверен, что вся информация по аварии уже известна. Просто политическая ситуация складывается так, что в официальной версии результатов расследования нельзя заявить, что Донецкая Народная Республика вела себя как правовое государство, полностью соблюдая все правила и нормы, а не «террористическая организация» как украинские власти называют ДНР. Тем более Европа не может афишировать непосредственное участие в крушении самолета украинской стороны. Украина должна оставаться в глазах международного сообщества «белой и пушистой». В этой связи остается только сочувствовать семьям погибших, которые не могут узнать правду из-за политических игр.

«Не в то время и не в том месте»

Между тем власти Донецкой Народной Республики сделали все возможное для проведения объективного расследования и обеспечили всю необходимую помощь криминалистам из Нидерландов и Малайзии, обследовавшим место катастрофы. В свою очередь, Следственный комитет РФ возбудил по факту крушения «Боинга» уголовное дело.
Следствие по факту крушения боинга возглавили специалисты из Нидерландов. На сегодня в группе уже работает более 100 человек.

В предварительном отчете голландского Совета безопасности, опубликованном еще 9 сентября 2014 года говорилось, что «катастрофа самолета не была вызвана ошибками пилотирования или техническими проблемами самого самолета, а была, вероятно, следствием обнаруженного попадания в самолет снаружи большого числа мелких высокоскоростных объектов, что вызвало нарушение структурной целостности самолета, приведшее к его разрушению еще в воздухе».

Украинское правительство, естественно, сразу же возложило вину на ополчение республик, обвинив военных ДНР в уничтожении самолета с использованием зенитно-ракетного комплекса «БукМ1». Представители ДНР свою причастность к обстрелу отвергли, заявив, что не имеют оружия, способного сбить воздушную цель на такой высоте. Доказательства обратного ни одна из стран – обвинительниц до сих пор так и не предъявила.

Через несколько недель появилась еще одна версия причин катастрофы - пассажирский самолет ракетой «воздух-воздух» мог сбить украинский летчик на штурмовике Су-25. Всплыли даже свидетельства пилота, который рассказал, что в день катастрофы 17 июля находился на аэродроме в поселке Авиаторское под Днепропетровском, где базировались украинские истребители и вертолеты. По его словам, самолеты вылетали с этого аэродрома каждый день на бомбардировки Донецка и Луганска. В этот день в воздух были подняты три штурмовика, один из которых был оснащен ракетами «воздух — воздух». Позднее самолет вернулся на аэродром уже без боекомплекта, а пилот - капитан по фамилии Волошин был сильно напуган. Вылезая из кабины, украинский летчик произнес: «Самолет не тот», а позднее говорил о том, что самолет «оказался в ненужное время и в ненужном месте». Правдивы ли эти показания, выяснит следствие, как и тот момент, почему пассажирский самолет вообще оказался в зоне боевых действий.

Пресс-офицер прокуратуры Нидерландов Вим де Брюн доложил, что пока еще рано утверждать, что причиной крушения самолета стала именно ракета "Бук". «Эта версия действительно рассматривается следствием, однако не исключен также вариант крушения Boeing 777 вследствие запуска ракеты класса "воздух-воздух". Никакие окончательные выводы пока не сделаны, - сказал представитель голландской прокуратуры. По его словам, уголовное расследование катастрофы авиалайнера, которое проводит прокуратура Нидерландов вместе с международными партнерами, будет длиться, по меньшей мере, до конца года.

Накануне годовщины со дня трагедии, не дожидаясь окончания официального расследования причин крушения малазийского лайнера, Куала-Лумпур выступил с призывом создать международный трибунал. Проект резолюции внесен на рассмотрение в Совет Безопасности ООН. Ранее с похожей идеей выступали власти Нидерландов.
Тем временем в Москве идею создания международного трибунала для уголовного преследования ответственных за трагедию назвали "преждевременной и нелогичной". Во-первых, расследование еще продолжается. Его выводы будут представлены в конце года. Во-вторых, как заявил заместитель главы российского МИД Геннадий Гатилов, во всех других аналогичных ситуациях никаких трибуналов не создавалось.

В итоге, спустя год после трагедии вопросов появилось больше чем ответов. А официальное следствие не готово называть даже приблизительный срок разгадки катастрофы «Boeing 777» и гибели сотен людей.


Показать комментарии