Махачкалинскому маяку 24 апреля исполняется 150 лет. Это одно из самых старых сооружений, расположенных на территории столицы Дагестана.

Маяк является объектом культурного наследия регионального значения, принятым на государственную охрану в соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от 24 июля 1996 года «О внесении дополнений в перечень памятников истории и культуры республиканского значения, подлежащих государственной охране», сообщили «АиФ Дагестан» в Республиканском центре охраны памятников истории, культуры и архитектуры министерства культуры Дагестана.

В 1821 году для защиты от персов и закрепления владений России в районе нынешнего Дагестана было сооружено укрепление, преобразованное в 1857 году в город и порт Петровск.

Из «Гидрографического описания Каспийского моря», изданного в 1877 году: «В отношении торговли и мо­реплавания Петровск имеет очень важное значение, так как через него идут все грузы, отправляемые из России водным путем через Астра­хань на Кавказ и обратно. Сверх того, Петровск играет немаловажную роль и в военно-административном отношении, так как он служит мес­том высадки войск, перевозимых из России по железной дороге и на­значаемых для укомплектования закаспийской области; в Петровске же сосредоточиваются все войска из закаспийского края, предназнача­емые к отправлению в Россию. Наконец, к этому же порту доставляется провиант для кавказской армии, отправляемый из России на судах всех обществ через Астрахань по Каспийскому морю».

Такой важный порт не мог оставаться без надежного навигационного оборудования. В 1866 году на горе Анжи - Арка был построен тот самый маяк, который мы можем видеть и сегодня. В тот же год он начал дей­ствовать. Установленный непосредственно в гавани, маяк представлял собой каменную восьмиугольную башню высотой 27 метров от основания, связанную с домом. Диоптрический светооптический аппарат 3-го раз­ряда светил постоянным белым огнем, обеспечивая дальность видимо­сти до 15 миль.

На два зимних месяца - с 15 декабря по 15 февраля - маяк прекра­щал регулярное освещение и включался только в дни прибытия и от­плытия почтовых пароходов и когда на горизонте появлялось какое-либо судно. С 1882 года в связи с увеличением интенсивности су­доходства в районе Петровска, что было вызвано увеличением вывоза нефтепродуктов из города по железной дороге, маяк стал светить круг­лый год.

Во время Гражданской войны в Петровске базировалась флотилия белогвардейских кораблей. После того, как в апреле 1920 года город был освобожден, в него перебазировались основные силы Волжско-Каспийской флотилии Красного флота. Маяк, обеспечивая действие ее кораблей, работал практически без сбоев, несмотря на трудности с ке­росином для осветительного аппарата и нехватку квалифицированно­го обслуживающего персонала.

В годы Великой Отечественной войны через Махачкалу (город пере­именован в 1922 году в честь Махача Дахадаева - одного из руководи­телей борьбы за советскую власть в Дагестане) транспортировались нефть и нефтепродукты, которые доставлялись сюда судами из Баку, а осенью 1942 года перебрасывались войска из Астрахани в помощь За­кавказскому фронту. Для маячников обеспечение безопасности и на­дежности этих перевозок было боевой задачей.

Когда маяк по соображениям маскировки выключался, обеспечение перевозок осу­ществлял манипуляторный отряд под командованием старшего лейте­нанта М.Теплинского. Манипуляторные пункты были упразднены в Махачкалинском порту в мае 1944 года и маяк вновь встал на непрерывную мирную вахту, которую несет и по сей день, освещая пространство белым проблесковым огнем на 24 мили.