Вчера, 7 декабря, все причастные к пассажирскому ависообщению – от конструкторов и лётчиков-испытателей до пилотов и стюардесс отметили Международный день гражданской авиации. В условиях беспрецедентного санкционного давления западных стран, которое осуществляется с 24 февраля, конфигурация российского авиастроения сильно изменилась, а всё больше и больше россиян задаётся вопросом: есть ли будущее у этой отрасли в нашей стране.

Согласно информации, которую неоднократно озвучивал председатель российского правительства Михаил Мишустин, почти 70% самолётов в авиапарках отечественных пассажироперевозчиков – иностранного производства. На них же приходится 95% российского пассажирооборота.

По данным кабмина на апрель 2022 года (более поздние цифры пока не приводились), в российских авиаперевозках гражданского назначения насчитывается 1 287 воздушных судов. Из них 738 самолётов — это американский «Boing и европейский «Airbus» различных модификаций и магистралей, 359 — российского производства. Большая же часть российских самолётов, которые осуществляют авиаперевозки – это Як-42 и Sukhoi Superjet 100. На региональных авиалиниях можно встретить ещё Ил-114-300, Ан-26, Ан-24, Ан-38 и Як-40. Однако, совокупно это всего лишь 5% пассажирооборота страны.

Зная все уязвимости российского авиапрома и его зависимость от иностранных судов, США, ЕС, Великобритания и ряд других стран в конце февраля этого года в качестве ответа на специальную военную операцию (СВО) России на Украине ввели ограничения на полёты для российских авиакомпаний. Одновременно с этим Евросоюз запретил экспортировать в Россию товары и технологии, использующиеся в авиации и космической отрасли, страховать и обслуживать воздушные суда. Под давлением своих правительств прекратили техническое обслуживание российских авиакомпаний и поставки запчастей «Boing» и «Airbus».

Именно поэтому президент России Владимир Путин поставил важную задачу перед российскими авиастроителями – довести долю отечественных самолётов в авиапарках пассажироперевозчиков на территории нашей страны до 30% – к 2025 году и 80 % – к 2030-му.

По мнению мастера производственного участка ПАО "Роствертол" Андрея Тарасова, в условиях ограничения поставок комплектующих российские авиакомпании первое время будут разбирать часть самолётов иностранного производства, чтобы использовать эти комплектующие для безопасного функционирования других судов тех же марок.

«Это вполне распространённая практика, которой пользуются и за рубежом, – поясняет он. – На этом российский авиапарк может продержаться до пяти лет, но параллельно, в любом случае, необходимо развивать своё производство. И здесь мы подходим к важному моменту: деньги у страны на собственное авиапроизводство, безусловно, есть. Как есть и хорошая промышленная инфраструктура».

Однако, по мнению Тарасова, нужно понимать, что самолёты делают люди, а не деньги. «Для того, чтобы выпустить самолёт, нужны кадры, хорошие, квалифицированные специалисты, – поясняет он. – На подготовку инженера уходит пять лет, кроме того, требуется несколько лет практики, на подготовку техника — два-три года, их сейчас большой дефицит. Другие отрасли промышленности сегодня также требуют инженеров и техников, конкуренция между ними будет в ближайшие годы очень серьёзной. Поэтому для того, чтобы достичь поставленных президентом страны целей в авиаотрасли, потребуется серьёзный пересмотр государственных приоритетов, в том числе на уровне поддержки средне-специальных и высших учебных заведений гражданской авиации таких, как Московский государственный технический университет гражданской авиации (его филиал, кстати, есть в Ростове-на-Дону) и других. Отечественная авиация должна вернуться, как при СССР, в число главных приоритетов страны».

При серьёзном изменении подходов к развитию отечественной авиационной промышленности, которое предполагает комплексная программа развития авиаотрасли до 2030 года, доля отечественных самолетов в парках российских компаний вырастит существенно. Уже известно, что на реализацию программы заложено 700 миллиардов рублей, из которых 400 пойдут на строительство новых самолётов.

Как сообщает источник Южной службы новостей в Ростехе, для нужд гражданской авиации в течение ближайших трёх лет планируется поставить 1036 самолетов, среди которых «Sukhoi Superjet New», МС-21-310, Ту-214 и Ил-96, что уже придаст импульс всему развитию этой отрасли.