В  наш  век  современных  технологий, казалось бы,  функция   учителя безопасной жизни  отмерла.  Гаджет подскажет и убережет ребенка от всех подстерегающих его опасностей,  думают родители. Но  это далеко  не  так. Именно   родители  должны  постепенно вводить  своего   ребенка  в  реальный  мир с его  неожиданностями  для  детей. Родители должны ограждать детей от травм и увечий.  Именно   папа  должен показать  юному   любознательному  сыну, что такое электрический  ток и  как он  опасен. Именно бабушка  может  научить внуков  различать  съедобные  и  ядовитые  растения, а  дедушка  показать  насколько  опасны   спички. 

Знайте, что ваш  ребенок, даже еще не   умеющий  говорить,   внимательно  смотрит  за  вами: как  вы  себя ведете  в этом мире -  так  поведет себя и он. Вы соблюдаете  правила   дорожного  движения - и  ваш   ребенок  будет переходить  по   «зебре»  и  на  зеленый, вы купаетесь   только  в   строго отведенных местах – и ваш  ребенок  будет  искать    разрешенный пляж, вы надеваете  средства  защиты  при  езде  на  мотоцикле – и  ваш  ребенок   потребует  шлем при  катании  на  роликах.

Специалисты  отличают  несколько возрастных  этапов,  когда   ребенку  грозит   та  или иная  опасность. Так в возрасте до 4 лет дети чаще подвергаются несчастным случаям, самостоятельно познавая окружающий мир.  Позже -  от 5 до 10 лет -  несчастные случаи наступают вследствие шалости, неосторожного поведения ребенка. У возраста  от 10 до 14 лет и старше – несчастные  случаи  происходят вследствие борьбы за лидерство. Так, у детей 10-12 лет появляются новые интересы, они становятся более активными, самостоятельными, в играх стараются проявить изобретательность, стремятся утвердиться в среде сверстников. Подросток, сознавая свою "нескладность", старается ее скрыть напускной грубостью, бравадой. Начавшаяся интенсивная деятельность желез внутренней секреции сказывается на состоянии нервной системы подростков. Неуравновешенность, вспыльчивость, повышенная возбудимость с недостаточной выдержкой делают их шумными, импульсивными.

Чтобы ваш ребенок  смог    спокойно  пройти  все  этапы  взросления  родителям  необходимо  выполнять   всего  два  правила:  создать  безопасную среду  пребывания ребенка и   систематически  обучать  средствам  профилактики  несчастных случаев.

Первое  правило предельно   доступно и предполагает   обычный  постоянный  надзор  за  ребенком. В создание безопасной среды пребывания ребенка входит:

- организация досуга ребенка, включение его в интересные и полезные развивающие занятия;

- ограничение опасных условий, обеспечение недоступности для ребенка опасных средств и веществ;

- запрет на пребывание ребенка в местах, связанных с рисками для жизни и здоровья без присмотра взрослых (стройках, запретных и промышленных зонах, местах интенсивного движения транспорта, открытых водоемах и т.п.);

- обеспечение постоянного надзора за времяпровождением и занятиями ребенка (обеспечение организованного отдыха или присмотра со стороны самих родителей, родственников и т.п., регулярный контакт с ребенком в течение дня с использованием электронных средств связи). 

С  профилактикой  дело   обстоит  сложнее, поскольку  даже  тысячекратное повторение «Будь осторожен!» не приведет к  необходимому  результату, если  сам  папа на  глазах у  ребенка  будет   перебегать   дорогу  на  красный  свет.  Здесь главный принцип – «делай  как я!». Не  мешает также   проводить  ролевые  игры, в процессе  которых   ребенок  узнает   возможные  опасности реального  мира  и  способы как их избежать.

Во  время  таких игр  можно научить  ребенка  элементарным мерам первой помощи. В общем, лучше   несколько  раз   провести  развлекательную   профилактику, чем  один  раз  героически по-настоящему  спасать.

Конечно, таких ответственных родителей не  так  уж  мало,  но  хочется,  чтобы     каждый  взрослый  человек  мог   стать  таким  Учителем  жизни и, видя  у себя во  дворе  опасные детские  игры,   не  проходил  мимо, а  старался   прекратить  опасную ситуацию. Предупреждать об  опасностях  нужно не  только  детей, но  и   взрослых, которые    не  уделяют  своим  детям должного  внимания

 -  Каждый родитель несет персональную ответственность за воспитание и обучение своих детей, обеспечение контроля  за их досугом во время каникул. Важно не проходить мимо небезопасных шалостей детей, долг каждого взрослого - предотвратить беду,  даже если она угрожает чужому ребенку, - подчеркивает министр образования Ростовской области Лариса Балина.

На Дону особое внимание уделяют информированию детей и их родителей вопросам безопасности в летний период.  Перед каникулами для детей прошли инструктажи в школах и детских садах в форме занятий и игр. С родителями провели тематические собрания. Чтобы занять детей в регионе работают детские лагеря, летние площадки, кружки и спортивные секции.  Для предупреждения несчастных случаев на воде с 1 июня по 20 сентября проходит месячник безопасности людей на водных объектах Ростовской области.