Закон, который запрещает женщинам носить паранджу, никаб и другую мусульманскую одежду, скрывающую лицо, подписал президент Кыргызстана Садыр Жапаров. Помимо этого, вне закона оказывается деятельность различных самозваных проповедников, а также принуждение к религиозным обрядам. Подробности и мнение эксперта на эту тему – в материале «Южной службы новостей».

Фото: gazetametro.ru

Почему запрет паранджи – правильный шаг

Жапаров считает, что запрет на ношение мусульманской одежды, закрывающей лицо, необходим для защиты прав граждан и религиозных объединений. Так, с 22 января нельзя носить никаб в государственных учреждениях и общественных местах, за исключением случаев, связанных с работой или медицинскими показаниями. Штраф за нарушение предписания – 20 тысяч сомов (22 тысяч рублей).

Кроме того, была введена ответственность за принуждение и склонение к религиозной деятельности, включая использование силы или угроз, а также попытки навязать свою веру другим людям. Тут штраф будет 20–65 тысяч сомов (22–75 тысяч рублей).

Сюда же относится запрет на проведение соответствующих обрядов и собраний в домах престарелых, тюрьмах, армейских частях и других подобных местах с участием самозваных проповедников. Уточним, что распространение радикальной религиозной литературы тоже не приветствуется. 

Фото: mykaleidoscope.ru

Почему это правильное и необходимое решение для государства? Давайте обратимся к символике паранджи и рассмотрим ее исторические корни.

Паранджа не являлась и не является обязательным атрибутом религиозной жизни. Если бы это было так, то все женщины от Марокко до Пакистана носили бы ее. Однако это далеко не так. Ее обычно носили как отличительный знак приверженцы фундаментального ислама. Например, в террористической группировке «Исламское государство»*, в «Талибане»*, Саудовской Аравии и других местах.

«Это закономерный шаг, который характерен для всех среднеазиатских республик. Некоторые из них уже давно приняли такие меры, а другие только сейчас начинают двигаться в этом направлении. Помимо того, что паранджа и никаб являются отличительной чертой ваххабитов, они также представляют опасность с точки зрения общеуголовной безопасности. В них удобно закладывать наркотики, совершать кражи в магазинах и проникать на различные объекты, те же женские фитнес-центры», – рассказал профессор кафедры теологии Московского государственного лингвистического университета, религиовед Роман Силантьев.

Фото эксперта из личного архива

По его словам,  такая одежда вдобавок может служить маркером проституток. Такая практика распространена, по крайней мере, в Узбекистане. 

«Ведь исторические одежды, которые закрывают все лицо или его часть, оставляя открытыми только глаза, традиционно считаются «униформой» для проституток. У них есть все основания не показывать свое лицо всем подряд. Поэтому, вероятно, существует необходимость борьбы с проституцией, включая меры по ограничению ношения паранджи и никаба», – отмечает эксперт. 

Нельзя забывать, что паранджа еще в некоторых случаях ограничивает свободу женщин. В некоторых странах она напрямую связана с ограничением возможности женщины быть самостоятельной. 

Другие изменения в законодательстве

Кроме того, документ о запрете ношения никаба и паранджи вносит изменения в закон «О политических партиях», запрещая создавать партии на религиозной основе. 

Также были изменены законы, регулирующие работу депутатов. Теперь государственным служащим запрещено заниматься религиозной деятельностью, а использование религиозной информации в предвыборных кампаниях строго запрещено.

Президент республики Жапаров уже заявил в своих социальных сетях, что сторонники религиозных норм просили его отклонить закон. Однако есть и граждане с другими взглядами, которые настаивали на подписании и введении документа в действие. 

«Важно помнить, что в нашей стране количество светских людей равно числу религиозных. Светские люди выступают против того, чтобы незнакомцы ходили по квартирам и домам, стучались в двери. Они хотят получить ответы на вопросы о том, кто эти странствующие проповедники, есть ли у них удостоверения, выданные муфтиятом, казиятом или хатыбиятом, какую организацию или направление они представляют и не противоречит ли это нашей религии», – написал президент Кыргызстана.

Фото: msn.com

Историческая справка

К началу 90-х годов XX века в Кыргызстане преобладало два основных религиозных направления: суннитский ислам и православное христианство. Сейчас страну можно назвать многоконфессиональным государством, где представлено более 25 различных религиозных течений. При этом, республика за годы своей независимости немало пострадала от радикальных исламистов. Так, в 1999 году несколько сотен боевиков из Афганистана вторглись в южные районы Кыргызстана. После этого в стране произошла серия террористических актов. В тех событиях погибло около 44 человек.

Однако это было только начало. С 2013 года в  стране началась сильная вербовка граждан для участия в боевых действиях в Сирии. Тогда около тысячи жителей республики отправились «на джихад», где  разгорелась полномасштабная война. Многие из этих людей погибли, а их жены и дети после разгрома ИГИЛ* начали возвращаться на родину.

Только за последние 15 лет в Кыргызстане произошло более десяти страшных терактов, в результате которых погибли люди. 

*Признаны террористическими государствами и запрещены на территории РФ