Доцент кафедры теории и истории права и государства ЮРИУ РАНХиГС Дмитрий Леусенко для "Южной службы новостей" подготовил подробный анализ событий, который развернулись сегодня в Афганистане.

Я и ранее поднимал ее, в связи с комментарием по поводу Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Речь идет о социальном благополучии населения. На что направлены действия наших партнеров, а ныне недобросовестных конкурентов по цивилизационному развитию? Какие технологии и содержание каких мероприятий задействуется в ходе «цветных», «бархатных» и иных подобных псевдореволюций? Какие меры предпринимались по уничтожению Российской империи в XIX, начале XX в.? Отличаются ли они принципиально от этих «бархатных» революций? Использование террористических организаций, подобных «Народной воле», социалистов-революционеров, создание социальной смуты в  дореволюционной России, использование вооруженного конфликта, когда втягивали Россию в Мировую войну, подстрекательство рабочих, молодежи к забастовкам – вот рецепт тех изменений, которые приводят к дестабилизации ситуации и уничтожению конкурентов. Социальное благополучие население является приоритетом национальной безопасности сегодня и об этом должны, с большой буквы должны помнить, без формализма и внимание к собственной персоне, руководители, государственные служащие всех уровней. Сегодня совершенствование государственного управления, модели государственного развития является значимым приоритетом, не меньшим, чем победа в гонке за создание искусственного интеллекта или освоение Дальнего Космоса. И, конечно, важна Идея, содержание государственного развития, которая в России исконно заключалась в единстве славянских народов, братской взаимопомощи народов, населявших Советский Союз, а сегодня в поддержании и сохранении той цивилизационной миссии, которую несет Россия в мировом сообществе – поддержание мира, сохранение духовных ценностей и культуры народов, цивилизационное разнообразие и развитие народов. Чем завершилось «развитие» народов Ирака, Ливии, Сирии, теперь на очереди Афганистан, где гипертрофированное представление о том, что будущее находится в прошлом, приведет к очередной эскалации конфликта внутри афганского общества (как известно, запрещенная в России организация «Талибан» запрещает образование для девочек, работу для женщин, развитие медицинских технологий). Сегодня в эфире радиостанции «Вести.ФМ» в программе Владимира Соловьева прозвучал вопрос о том, почему американские войска за 20 лет своего присутствия в стране не научили достаточными образом воевать армию афганского правительства. Почему они не научили воевать иракскую армию?

Дело заключается в том, что в «портфеле» колониалистов для каждого общества есть своя отмычка, есть своя технология. Для Афганистана принципиально важным является фактор военной силы и военных умений, благодаря которым только и возможно объединить эту страну, только и возможно сохранять здесь государство как общественную структуру, как таковое. Поэтому учить воевать афганскую армию никто и не планировал. Более того, выведя в кратчайшие сроки войска из Афганистана, американцы оставили целый военный город, базу Баграм, где на складах осталось и обмундирование, и легкое вооружение, и боеприпасы.

Нам только кажется, что Афганистан маленькая страна. Действительно его территория не столь велика, как территория Ирака, Ирана, но ее населяет более 37 миллионов человек. Это почти четверть населения России. Но хитрость колониального Запада, и сейчас, и в предыдущие периоды всегда заключалась в политике «разделяй и властвуй». Для сложного афганского общества, а точнее, для сложного конгломерата племенных сообществ, даже при полной победе талибов, здесь не наступит мир в полном смысле этого слова. Для жителей гористой местности, которую и представляет территория Афганистана, живущих в рамках традиционной культуры, государство как таковое не является чем-то жизненно необходимым. Представители пуштунских племен (паштаны, пуштуны, пахтаны), исповедуют ортодоксальный ислам суннитского направления. Их численность составляет около 13 млн. чел. К числу крупнейших племенных групп, населяющих Афганистан, относятся дуррани (ок. 7 млн. чел., по данным еще 2005 года) и гильзаи (около 5 миллионов человек).

До начала 20 века они рассматривались антропологами как отдельные этнические группы. Среди пуштунов существуют оседлые и кочевые племена. И те, и другие отличаются воинственностью, многие споры у них до сих пор решаются на основе традиционного кодекса чести – «пуштунвали», в основу которого положены гостеприимство, защита личного достоинства и кровная месть. Согласно этому кодексу, пуштуны подчиняются вождям племени (ханам) и старейшинам родов и кланов (маликам), которые образуют джиргу – совет родовых или племенных старейшин. Племена делятся на ветви, которые подразделяются на кланы (хели), а кланы – на роды. Отношения между ними, что свойственно миру племенных отношений, где главными и определяющими являются цели своего племени, часто носят характер отчужденности, порой враждебности.

Казалось бы, Афганистан населяет всего около 20-ти народностей.  Это значительно меньше этнического разнообразия Российской Федерации. По данным ресурса Центра политических и международных исследований и Российской ассоциации политической науки, по итогам переписи в опубликованном Федеральной службой государственной статистики списке значится 182 этнических наименования, а в переписи 1989 г. их было 128. Но дело в том, что каждое племя или их союз, именно в силу природы племенных отношений представляет неустойчивый, сиюминутный конгломерат отношений, на что и надеются западные цивилизаторы.   При этом, учитывая принадлежность к исламу, а точнее, специфику массового сознания, отношение к исламу представителей племенных объединений, образуется идейная основа для формирования разного рода квазигосударственных, основанных на иных факторах объединения, государствах. Таким объединением стала ИГИЛ, деятельность которого запрещена в Российской Федерации и силы которого были уничтожены ВКС России. Другим подобным объединением является Талибан (Запрещено в РФ).

За основу берется две составляющие: с одной стороны, особенности восприятия ислама, возникающие на линии «племенное сознание» - «сознание мусульманина». Пуштуны исповедуют ислам, но сохраняются основы своей культуры и, как уже отмечалось, кодекса чести пуштунвали. По данным Центра Льва Гумилева, пуштуны считают себя наиболее последовательными почитателями Ислама. В то же время, при внимательном изучении элементов национальной психологии пуштунов обращает на себя внимание, что нормы и правила поведения, составляющие известный свод неписаных законов, т.н. кодекс чести пуштуна – пуштунвали, нередко контрастирует с тою, что записано в Коране и хадисах. Поэтому про пуштуна нередко говорят, что он частично опирается на Коран, частично на пуштунвали. Соответственно, в ситуации, когда есть этническая группа или объединение, которое не полностью, с оглядкой на прежние обычаи и традиции, исповедует ислам (здесь следует оговориться, что для такой социальной ситуации используется и радикальная версия проповеди, ислам превращают в религию не мира, а войны в сознании верующих, часто очень бедных слоев населения), то возникает и группа, которая ориентируется на тотальное соблюдение радикальной версии учения.

Афганская ситуация похожа на ситуацию у нас на Северном Кавказе, где тоже в 90-е годы появились проповедники истинного ислама с Ближнего Востока. Похожим своей полиэтничностью является состав населения Северного Кавказа, например, Дагестана. Называть жителя Дагестана дагестанцем столь же не верно, как и называть афганцем представителя одного из племен Афганистана. Именно среди беднейших слоев пуштунских племен и возникло движение Талибан (запрещено в РФ) в 1994 году, представляющее собой объединение студентов-мусульман из медресе. Как уже отмечалось, к числу крупнейших племенных групп, относятся дуррани и гильзаи. Дуррани населяют в основном юго-запад Афганистана, районы Кандагара, Фараха и Герата, а также большинство городов страны, и включают ветви зирак (баракзаи, популзаи или карзаи, садозаи, алькозаи и др.) и панджпай (нурзаи, ализаи, адозаи, хугиани, исхакзаи и др.). В отличие от большинства пуштунов, дуррани более образованы и урбанизированы. Наибольшим влиянием в стране издавна пользуются роды саддозаи (клан популзаи) и мохаммадзаи (клан баракзаи). В создании Афганистана как самостоятельного государства (Дурранийской державы) в 1747 большую роль сыграл выходец из клана популзаи племени абдали (или дуррани) Ахмад шах Дуррани, оттеснивший гильзаев от управления государством. В этой связи захват Кабула талибами в сентябре 1996 года и их недолгое пребывание у власти рассматривается как исторический реванш, поскольку среди талибов преобладают гильзаи.

Президент Наджибулла, который  принадлежал к другому пуштунскому племени ахмадзаи, был казнен талибами. По одной версии он вместе со своим братом, начальником службы безопасности Афганистана, был застрелен, по другой, после длительных пыток Наджибуллу и его брата привязали к автомобилям и протащили по земле на протяжении 2 километров, повесив затем на автокране. Подобное отношение к противнику показало отношение талибов, их оторванность от национальных культурных традиций пуштунских племен. Милость является одним из важных пунктов их кодекса.  Позволим себе привести его в редакции, любезно предоставленной Центром Льва Гумилева.

1.     Вера — доверие к Богу (известному как «Аллах» в арабском и «Худай» на пушту). Понятие веры в Единого Творца соответствует в целом исламским идеям веры в единого Бога (таухид).

2.     Хорошие мысли, хорошие слова, добрые дела — пуштун должен всегда стремиться к хорошим (добрым) мыслям, говорить добрыми словами и делать добрые дела. Понятия, перенятые еще в туранское время, в зороастрийской морали приведены в простой фразе: «добрые мысли, добрые слова, добрые дела» (Humata, Hukhta, Hvarshta в авестийском).

3.     Поведение — пуштуны должны вести себя уважительно ко всем творениям Бога, включая людей, животных и окружающей среды вокруг них или природы. Загрязнение окружающей среды или ее уничтожение противоречит Пуштунвалай.

4.     Единство — в языке, на котором они говорят, в крови (не смешивания с другими народами), денежная (и другая) помощь друг другу, понятие, объединяющее или держащее пуштун в качестве единого этноса по всему миру. Там, где есть подлинное единство, все усилия, чтобы разъединить его, будут лишь способствовать укреплению единства у них. Что происходит с одним — бывает со всеми («Око за око, зуб за зуб»). Понятие призывающего не к равнодушию, а ко взаимной помощи друг другу в трудный час.

5.     Равенство — каждый человек по отношению к другому является равным. Эта концепция возникла в необходимости развитии среди пуштун системы джирги, в которой процесс принятия решений происходит с участием всех членов общества пуштунов, понятие, способствующее рациональному подходу ко всему. Каждый человек хочет сказать свое слово, и он будет бороться за свое право иметь свое мнение, чтобы его услышали, это понятие и предоставляет данное право. Все люди должны, по этому понятию, с надлежащей вежливостью и уважением относиться друг к другу, и никто не может навязывать своей воли другому.

6.     Свобода и независимость — вера в то, что свобода есть в физических, психических, религиозных, духовных, политических и экономических сферах пуштун, и они, мужчины и женщины, должны чтить ее, при этом не принося вреда другому.

7.     Пуштунвалай говорит, что ни один человек не имеет права диктовать своего мнения другим — даже родителям нельзя навязывать своего мнения детям.

8.     Гостеприимство и святилище — быть гостеприимным для всего человечества, особенно к гостям; даже самым презираемым из врагов (если просили) предоставлялось святилище, убежище или защита, а также продовольствие и другая помощь.

9.     Правосудие и прощение — если один нанес умышленные обиды другому, то пострадавший имеет право — даже обязан — мстить за эту несправедливость в разумной эквивалентности от нанесенной обиды. Если умышленно причинили вам зло и вы не добиваетесь справедливости, и даже если правонарушитель не просит у вас за свои действия прощения, то конфликт может быть разрешен только правосудием (по решению совета джирги), по решению совета предоставляется компенсация за неправомерные действия обидчика.

10.Братство и доверие — вера в то, что брату или сестре, каждому пуштуну следует доверять и помогать настолько, насколько это возможно.

11.Честь — пуштуны должны сохранять свою независимость и человеческое достоинство. Честь имеет большое значение в обществе пуштун, и большинство других указов и кодексов жизни направлены к сохранению своей чести и гордости.

12.Самоуважение — люди должны уважать себя и других. Уважение начинается с дома, среди членов семьи и родственников.

13.Сострадание и сотрудничество — бедным, слабым и немощным должна быть оказана помощь и поддержка. Понятие направлено на то, чтобы защитить от произвола и угнетения беспомощных людей.

14.Семья — семья как священный социум, ответственный, со своими обязанностями по отношению к жене, дочерям, старейшине, родителям, сыновьям и мужу.

15.Мы одна семья — соплеменнику пуштуну должна быть оказана помощь. Все племена имеют одну общую судьбу и они должны быть в союзе друг с другом.

16.Знание — пуштуны должны добиваться объективных знаний в жизни, искусстве, науке и культуре, которые считаются плодами, предоставленными Богом к пользованию.

17.Пуштунская история — великое значение придаётся истории пуштун, со всеми ее трагедиями и победами. Она учит пуштун «держать разум открытым, чтобы продолжить поиск истины, большая часть которой исчезла в истории».

18.Бороться со злом — добро постоянно находится в состоянии войны со злом. Зло должно быть повержено и добро должно превалировать над злом. Это долг пуштуна — борьба со злом в различной его форме, когда он становится перед ним лицом к лицу.

19.Честность и Клятва (Обещание) — пуштуны, как известно, выполняют свои обещания и должны быть честными во всех ситуациях и в любом месте. Истина пуштун — не нарушать своего обещания или клятвы, к которой они относятся свято.

20.Гостеприимство — пуштуны должны относиться ко всем гостям и людям, которые входят в дом, с большим уважением и всегда, когда придут гости, говорят: «Mailma de Khudai milgareh deh» («Гость — это Божий друг»). Так сделаем гостя счастливым, сделаем Бога тоже счастливым! Так что, делая вашего гостя счастливым, вы автоматически делаете и Бога счастливым.

Другой президент Афганистана Хамид Карзай (официальная республиканская форма правления в Афганистане существует только в период между 1973—1992 годом и с 2001 вплоть до наших дней, вне этих рамок Афганистан пребывал под властью королей, эмиров и исламских группировок, тем не менее, можно насчитать 11 глав государств республиканского периода, хотя в полном смысле руководителями были только 9 политических лидеров, двое являлись исполняющими обязанностями в переходный период) также принадлежал к дуррани, клану популзаи (строго говоря, популзаи являются кланом только с точки зрения критериев антропологической науки, их можно называть и племенем, численность которого насчитывает около полумиллиона человек). Американцы же в союзе с Саудовской Аравией еще в период борьбы с ограниченным контингентом советских войск в Демократической республике Афганистан поддерживали вождей гильзани, которые получали большие американские и саудовские дивиденды от ведение боевых действий против советских войск. Но движение Талибан (Запрещено в РФ), движение, как уже упоминалось, студентов, сформировалось среди беднеющих южных дуррани, жителей Кандагара, Юго-Запада Афганистана. Таким образом, в данном конкретном обществе сформировался синтез представителей идей религиозного мусульманского образования, оторванных от своего этнического сообщества и бедных слоев населения. С другой стороны, поддерживая первоначально одних представителей этнической группы, с развитием первоначального радикального движения, как в случае с Талибаном (Запрещено в РФ), можно поддерживать и другие этнические группы, вообще более широкие слои, вовлекая их под лозунг «правильного», «чистого» ислама. Подобная ситуация возможна  в обществе, где существуют особенности восприятия ислама коренным населением. Это дает возможность выделиться группе лиц, поддерживаемых извне или возвышающихся над остальными благодаря сформировавшейся (сформированной) ситуации.

В итоге мы видим, что технологами управляемого хаоса используется и идейная составляющая, и ментальность, основы общественного сознания колонизируемого общества. Мы намеренно так подробно привели содержание кодекса пуштунских племен, для того, чтобы показать, насколько он отличается по своей идейной, ценностной основе от ценностей, которые насаждаются в обществе-реципиенте для его колонизации.

Казалось бы, все это далеко от проблем Афганистана, но вспомним нашу интеллигенцию конца XIX – начала XX в., которой было душно жить в России как оплоте царизма, которая отрицала большинство ценностей традиционной культуры, которая начинала только «захаживать» в церковь или вовсе забыла устои православного общества, составив группы по убийству государственных деятелей России и по уничтожению самой России, которую благодаря этому мы потеряли. Вспомним, как с помощью движения диссидентов уничтожался Советский Союз. Как сегодня «либеральная аристократия», представители гламура и шоубизнеса, вдруг присвоившие себе право вещать от имени всего общества, «совести» нации, пытаются делать и делают то же самое, то есть, уничтожают Россию.

Все это очень похожие по своему содержанию технологии цивилизационной борьбы, которая разворачивается на пространстве всего мира  и всемирной истории.  Для достаточно неразвитого, живущего вне общего цивилизационного развития Афганистана достаточно сохранять ситуацию нестабильности, чтобы ни одна из сторон не имела возможности занять лидирующие позиции. Для нашего общества необходимо поддерживать ситуацию нестабильности в умах, представления о западном, восточном развитии России, но не о своем, российском пути, своей цивилизации. Для того, чтобы противостоять такому широкомасштабному давлению и колоссальному влиянию, нужен удобный момент, нужна перегруппировка, нужны после атомохода «Курск» и либерального экономического  безумия, нужны свои собственные госкорпорации, иное положение на мировой арене, свой Крым и «своя» Сирия. 1991 или 1993 год не завершился, он продолжается, битва, сражение еще идет. В условиях подобной гибридной цивилизационной войны, Куликово поле разделяется на ряд этапов (как мы помним, сама победа на Куликовом поле не привела к падению ига, но стало точкой в подъеме национального самосознания), здесь скорее, в сфере умов и массового сознания нужен свой Тарутинский маневр, когда враг упивается своей победой и не ждет беды, а ему уже уготовано поражение, своя старая Смоленская дорога, свой Капитолий и попрание всех демократических стандартов, которыми так гордился враг, когда сами исторические события медленно, но неумолимо подготавливают взлет самосознания и победу. Может быть, а может быть еще длительную борьбу, но только не поражение, о чем свидетельствуют уже произошедшие, современные события.

К сожалению, сегодня России сложнее поддерживать тот цивилизационный код для всего остального мира, о котором мы говорили в начале нашего разговора, код сохранения мира для всех, для всех цивилизаций. Таково всемирно-историческое и геополитическое положение России, дважды спасшей Запад и западную культуру от порождения самого же себя. Мы развиваемся в рамках той же социально-экономической модели, что и страны Запада. Сложнее это делать и с точки зрения, уже ушедшей эпохи Российской империи, когда Россия самим существованием поддерживала и сохраняла, олицетворяла этот баланс Добра, который необходим всему остальному миру. В дореволюционном российском обществе существовали иные, отличные от европейских, модели поведения экономических субъектов, представления о совести, социальной справедливости. Как сказал наш Президент, Ленин подложил «атомную бомбу под историческую Россию». Это очень точное утверждение. Советский Союз в силу своего геополитического положения должен был сохранять, защищать и биться за этот идеал Добра. Но основанный на ценностях советского социального эксперимента, он не просуществовал длительное, историческое в масштабе государства, время.  Он жил на основе противоречивых ценностей с точки зрения традиционных основ России.

Геополитическое положение СССР не было обеспечено соответствующей идеей, а точнее, ее представители предали ее центральное ядро, которое хоть как-то заменяло традиционные ценности в российском обществе, предали идею общего блага и коллективного развития, движения вперед всем обществом и для всего общества. У нас выросла «поганка» капитализма и всем структурам общества, в силу индивидуалистической, хищнической модели капиталистического развития, сложнее поддерживать геополитику, поддерживать нашу миссию, которую мы волей неволей вынуждены нести. «Где родился, там и пригодился».

 

Афганистан стал разменной картой в новой политике М.С. Горбачева по отношению к Западу, провал которой теперь мы можем наблюдать по всем позициям, и по поводу объединения Германии, и по поводу движения НАТО на Восток, и, к сожалению, по ее «первым ласточкам», выводу советских войск из ДРА. 33 года назад состоялся вывод непобежденной 40-й армии из Афганистана. Этим событиям предшествовала рокировка в высшем руководстве Афганистана по инициативе СССР. Прежний лидер Бабрак Кармаль после долгих уговоров (в течение 20 часов его в Кабуле уговаривал по указанию М.С. Горбачева Председатель КГБ В.А. Крючков) ушел со своего поста. Этому предшествовал разговор в Москве, в кабинете Генерального Секретаря КПССС. Перед разговором Б. Кармаля положили на две недели в Кремлевскую больницу под надуманным предлогом (якобы руководитель Афганистана плохо выглядел).

История – строгая учительница и под предлогом болезни уже самого М.С. Горбачева изолировали в Форосе. Б. Кармаль бы активным противником вывода советских войск. Прочитав в своей манере лекцию о международном положении и его новой внешнеполитической линии, М.С. Горбачев разъяснил  Б. Кармалю цель встречи. Последний, для того, чтобы выказать свое отношение к позиции хозяина кабинета, пошел следующий шаг: он кому бы то ни было закурил сигарету. В кабинете М.С. Горбачева категорически запрещалось курить. Кармаль сказал, что подобные действия можно считать «государственным терроризмом» [по данным Российской газеты. В. Снегирев. Вывод. Малоизвестные страницы, связанные с историей возвращения советских войск из Афганистана]. Б. Кармалю предложили пост Председателя Реввоенсовета, с которого потом он был снят.

Наджибулла был выходцем из афганских спецслужб. Вопреки всему, он стремился удержаться у власти и использовал для этого все возможные средства. Это осложняло вывод советских войск, поскольку зачастую достигнутые договоренности с Ахмад Шахом Масудом, другим участником афганской драмы, этническим таджиком, потомком старинного влиятельного рода военной аристократии, Пандшерским львом, не выполнялись. Авиация, подконтрольная Наджибулле, начинала бомбить бомбами и ракетами позиции моджахедов.  В Москве так же были сторонники сохранения военного контингента в ДРА.

В действие вступили внешние силы, которые долго противоборствовали в регионе. Это является ярким подтверждением того, что внешние усилия часто стоят за внутренними событиями, «история», а на деле специалисты специальных ведомств и служб подбирают главных участников для своей игры, какими были и Б. Кармаль, и Наджибулла. Кроме того, опыт афганской ситуации показывает, насколько сложным, глубинным и разновекторным может быть содержание политических событий, это выражение политической борьбы и насколько сложно принять правильное решение. Следует также отметить, что все это содержание, вся эта многовекторность, в определенной ситуации приводит к резкому обострению и трагедии.

Российские ученые В.Пластун и В.Андрианов в книге «Наджибулла. Афганистан в тисках геополитики» (1998 г.), приходят к к выводу о том, что убийство доктора Наджибуллы было одной из приоритетных задач пакистанской межведомственной разведки. Долгое время, возглавляя Службу госбезопасности, затем находясь на посту президента страны, Наджибулла мешал реализации целей пакистанской военной разведки в Афганистане. В частности, экс-президент был ярым поборником решения проблемы разделенного Пуштунистана (который был поделен по договору 1893 между Афганистаном и Пакистаном, последний в то время пребывал в составе Британской Индии). Как отмечает Исмоил Рахматов, доцент Российско-Таджикского славянского университета, один из сподвижников доктора Наджиба - Султан Али Кештманд (издал мемуары в Лондоне в 2000 году, трехтомник под названием «Политические воспоминания и исторические события») писал, что Наджибулла с юношеских лет страстно занимался проблемами соплеменников по ту сторону афгано-пакистанской границы и принадлежал к той группе парчамистов (образованная часть Народно-демократической партии Афганистана), которые были сильно увлечены данной проблемой. В период правления парчамистов в 80-е годы, после того, как они во главе с Нур Мухаммед Тараки в 1978 захватили власть году после Апрельской (Саурской) революции, Наджибулла с соратниками направил огромные усилия на работу среди пуштунских племен. Будучи руководителем спецслужб страны с 1980 года по 1986 год, и президентом Афганистана с 1986 по начало 1992 год, доктор Наджиб предпринял много конкретных действий в данном направлении.

В итоге он оказался заложником своих интересов в политической борьбе, и это непосредственным образом сказалось на его личной судьбе и судьбе его близких. Эта привязанность к теме государства Пуштунистан, с территорией сегодня расположенной как в границах Пакистана, так и в границах Афганистана могла привести к трагедии. Сама идея такого государства, где проживает доминирующая этническая группа пуштунов, с выходом к Аравийскому морю и к реке Инд, является очень интересной и многообещающей, она ликвидирует разделенность, созданную еще английскими колонизаторами, как известно, сформировавшими в своих  определенных границах и Индию, и государство Пакистан. Между ними   давно тлеет незатухающий конфликт. Не даром недавний социологический опрос показал, что среди всех существовавших политических режимов в Кабуле, жители Афганистана, 93 процента опрошенных, назвали лучшим режим Наджибуллы.

«Наджибулла был лучшим правителем Афганистана, — отмечает руководитель Центра содействия укреплению единства и развитию диаспор народов Афганистана доктор Гулам Мохаммад Джалал. — Мы его вспоминаем очень тепло, проводили и будем проводить мероприятия его памяти. Он ведь мог стать спасителем страны, если бы остался жив. Всё могло быть совсем иначе…»

 

Пуштунистан простирался бы на территорию Афганистана и Пакистана, но ровно того же могут хотеть или, напротив не хотеть представители другой стороны,  представители Пакистана. Это облегчает схему для участия второй, третьей, четвертой.. силы, дает представление о схеме действия «большой державы» или сверхдержавы как США, в регионе, когда одно государство действует, или как говорят «таскает каштаны из огня» с помощью усилий другого государства или силы (одним из первоисточников выражения является басня «Обезьяна и Кот» французского баснописца Жана Лафонтена, в которой обезьяна заставляет кота таскать каштаны из огня, на котором те поджариваются, таким образом, обезьяна их съедает, а кот, не получая ничего, только обжигает себе лапы).

Как мы уже говорили, президент Наджибулла хотел создать Пуштунистан. По этой причине, как отмечают отечественные специалисты В. Пластун и В. Андрианов, его пытали сотрудники спецслужб Пакистана. После захвата афганской столицы талибами, пакистанские спецслужбы поняли, что теперь обладают уникальным шансом раз и навсегда снять проблему Пуштунистана и вопрос об афгано-пакистанской границе. Дело в том, что в 1993 году истек срок действия договора, заключенного между Великобританией и Афганистаном в 1893 г. на сто лет, относительно условности государственной границы между двумя государствами. Пакистанские власти стремились окончательно решить данный вопрос в свою пользу. Это объясняет присутствие столь высоких чинов государственных служб Пакистана на месте событий. Видимо не желая, чтобы пытали брата, начальника службы безопасности страны, который был захвачен вместе с ним в миссии ООН, или, стремясь избежать пыток сам, президент Наджибулла, будучи физически очень сильным человеком (с молодых лет его называли «Бык» («Наджиби барзагов») сумел разметать охрану, отнять у одного из офицеров пистолет и тяжело ранить кадрового разведчика, брата (телохранителя) генерала Аслам Бега, одного из руководителей разведки Пакистана.  

Казалось бы, единство, даже не братство, народности, пуштунских племен, должно обеспечить эффективную реализацию проекта, но разделенность границами, наличие политических групп интересов по разные стороны, реальная разрозненность племенных образований и удаленность широких масс населения от принятия решений, приводит к обратному эффекту. Единство превращается в фактор розни, казалось бы когда то просто проведенные границы между государствами, при наличии групп противоборствующих политических интересов, превращаются в минные поля для объединения, порождают тысячи, десятки и сотни тысяч беженцев, которые уже потянулись из Афганистана. Сегодня воочию мы можем видеть такую ситуацию, которая развивается на Украине по отношению к России, в этом заключается истинная цена гибридных войн и политика «шахматной доски» Збигнева Бзежинского. 

Линия Дюранда, от имени британского дипломата Генри Мортимер Дюранд, министра иностранных дел британской Индии,  который склонил Абдуррахман-хана, эмира Афганистана в 1880–1901 годах согласиться на такое очертание границы, была прочерчена через земли племен на протяжении около 2670 км и сегодня до сих пор не подписана. Президент Афганистана стал заложником именно подобной политики держав. Надеясь на то, что талибы уже не подконтрольны Пакистану и полностью уверовав в то, что они его не тронут как пуштуна, он попал в ловушку, считая возможным для себя решить победоносно проблему Пуштунистана. Накануне взятия Кабула представители Талибан (Запрещено в РФ) и пакистанцы встретились с Наджибуллой, гарантировали ему жизнь и даже выступление по радио и телевидению с обращением к народу. Вероятно, таким образом, они вводили его в заблуждение. С его стороны восточная логика диктует, что выйдя из под контроля одной силы, вооруженные формирования могут искать других союзников (сегодня появились источники, говорящие о том, что Пакистан в качестве агента использовал двоюродного брата президента, жившего в изгнании и доставлявшего ему информацию о благоприятном отношении к нему талибов; обрабатывались в нужном отношении и члены его семьи, успевшие уехать из Афганистана).  Афганский исследователь М.Андешманд отмечает, что рано утром 27 сентября, когда жители Кабула еще не знали о казни доктора Наджиба и его брата, радио «Голос Америки» сообщило, что «бывший президент страны доктор Наджиб выведен из миссии ООН «талибами» и привезен в Арк - президентский дворец. Предполагается, что талибы назначат его премьер-министром страны». Возможно, что талибы действовали исходя из собственных представлений, победители сразу после победы руководствуются логикой победителей, им все возможно и все доступно, в том числе, повесить труп своего врага  (повешенный не попадает в рай).

Поучительной, как уже отмечалось, остается и судьба тех, кто проводит границы и стремится повлиять на ситуацию в других странах и регионах. В том числе и для нашей страны. В октябре 2016 года в газете «Совершенно секретно» было опубликовано интервью советского посла в Афганистане  Б. Пастухова, в котором он рассказывает, как Наджибулла относился к действиям Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева: «Ваш Горбачёв нас предаст. Да и вас самих тоже. Но запомните - тогда больше союзного вам Афганистана уже никогда не будет. Потому что афганцы - не забывают предательства». Видимо действительно, будучи преданным одной силой, он попытался найти поддержку у другой. Кстати сказать, Б. Пастухов, другие представители государственных органов СССР неоднократно предлагали Наджибулле покинуть Кабул, но он наотрез отказался.

Поучительным для сегодняшнего времени является провал советской политики после вывода войск, а точнее, отказ от какой-либо поддержки режима Наджибуллы. Б. Пастухов отмечает, что режим показал свою жизнеспособность, он мог бы продержаться достаточно долго.  В интервью приведена достаточно интересная деталь: «как только мы перестали поставлять для лётчиков афганской армии керосин и солярку для танкистов, афганцы сразу «задышали на ладан». Россия не давала военную технику, а надо было поставлять её в тот момент нашим союзникам в Афганистане, и тогда бы они выстояли в этой войне. Ведь ситуация в Афганистане показывает, что Наджибулла, которого поддерживал народ Афганистана, мог бы ещё продержаться у власти довольно долго. Я не могу вам сказать, кто этот сукин сын, простите меня за выражение [кто приказал блокировать поставки авиационного керосина]. Зато могу назвать тех, кто до последнего помогал с этим керосином – прежде всего первый секретарь ЦК компартии Казахстана Назарбаев. Я пытался выбить керосин и у главы Туркмении Сапармурата Ниязова, я звонил ему по несколько раз на дню, но меня с ним так и не соединяли. Я думаю, если бы наша страна поддержала афганскую авиацию и уже самостоятельно воюющую армию, то Россия не имела бы того, что сейчас происходит в её среднеазиатском «подбрюшье».

Сегодня у бывших советских республик и Российской Федерации те же проблемы, и даже нынешний президент Афганистана, которого стремятся свергнуть талибы,  Ашраф Гани (до 2015 года - Ашраф Гани Ахмадзай, он поменял свое племенное имя на имя, более подходящее для поста президента страны), в прошлом преподаватель таких ведущих американских университетов, как Калифорнийский университет в Беркли, университет имени Джона Хопкинса, обладатель американского гражданства, комментатор передач телекомпании BBC, ведущий антрополог Всемирного банка,  принадлежит к влиятельной семье пуштунов, клану ахмадзай, к которому и принадлежал президент Наджибулла.

Придя к власти, талибы могут отрезать горную часть Туркменистана от равнины, от источников воды. По данным Е.Я. Сатановского реальная численность населения Туркменистана составляет не 6 млн., а 3 млн. чел. Туркменистан обладает колоссальными запасами газа, который идет в Китай и талибы могут претендовать на газопроводы (еще с времен борьбы с СССР у талибов, а ранее у моджахедов, сохранились тесные контакты с КНР, как известно, местные представители сопротивления были вооружены советским оружием, автоматами «Калашникова», которые производились в Китае и не могли поставляться американцами). Колоссальными возможными источниками финансирования разного рода государственных проектов в регионе могут стать, по мнению Е.Я. Сатановского, пограничные пропускные пункты на севере Афганистана, через которые идет поток грузов на многие миллионы долларов.

В регионе налицо элемент подготовки, выращивания того или иного политического, общественного движения «в пробирке», когда первоначально, как в случае с талибами, пакистанские спецслужбы готовили их для борьбы с Индией, однако, попав в руки других «исследователей», американцев, талибы были направлены на борьбу с СССР и превратились в мощную политическую силу в регионе после моджахедов. За несколько лет они смогли взять столицу Афганистана Кабул под свой контроль, правда, потом и потерять ее. Тем не менее, подобно современной ситуации с вирусом ковид 19, «исследователи», направляя его движения в нужное им русло, не могут рассчитать собственные, внутренние силы вируса. А в случае с политическим движением, объединенным радикальной идеологией, очень быстро, действительно, подобно вирусу, движение вырывается из под контроля. Точнее, подобная ситуация устраивает его создателей, поскольку Талибан, Аль-Каида или ИГИЛ (организации запрещенные в Российской Федерации) являются средством дестабилизации обстановки в регионе. Сохраняется главный контроль -  финансирование, политический торг за ресурсы, которые организация получает в захваченном ею регионе, как это было в случае с ИГИЛ, получившей ресурсы за счет иракской нефти. Да и «большие» страны-участницы не гнушаются получить соответствующие дивиденды от вмешательства в регион. ЦРУ США получает деньги на финансирование самых грязных операций в других регионах мира, подобно операции по поводу свержения генерала Даниэля Ортеги и захвата Никарагуа, подобно недавней операции на Гаити, где нам еще предстоит узнать о планах ЦРУ в этой стране.

Вслед за талибами приходят другие радикальные исламские группировки, приходит Аль-Каида, ИГИЛ. В данном случае американцы использовали «боеприпас» уже другой мощности и силы воздействия, если говорить о современных событиях в Афганистане. Захват власти талибами сулит большие источники финансирования для движения, на которые здесь может быть осуществлена попытка строительства нового мусульманского государства. Его контуры затрагивают все племенные коллективы, все племенные сообщества, таджиков, туркменов, узбеков, хазарейцев, уйгуров, и, косвенно, затрагивают «больших» участников игры – США, Китай, Россию, Иран, Турцию.  Но проблема заключается в том, что тем силам, которые сегодня составляют динамику политического процесса в регионе, зачастую трудно ужиться в мирной жизни, наладить ее. Экономическое, социальное, духовное благополучие население, то, с чего мы начинали, является важнейшей основой современного развития и залогом благополучия сообществ в мировом масштабе. Разного рода нечистоплотные политики и политтехнологи «торгуют» благополучием, а точнее, используют социальное неблагополучие населения, избирают те общественные группы, которые сегодня могут составить политический таран, с помощью которого можно штурмовать двери государственной власти в прямом и переносном смысле. Спектр этих общественных сил может быть совершенно разнообразным, варьироваться от политической ситуации, расстановки сил, религиозных особенностей и истории конкретного сообщества. Это могут быть представители антипрививочной кампании, потомки украинских националистов, радикальные течения в исламе, но почему все возвращается и участники большой игры, «обезьянья лапка» тоже попадает в капкан обстоятельств?

С одной стороны, есть законы духовной жизни, которые проявляются везде, и в социальной, земной сфере, и в отношениях духовных, свойственных религиозным практикам. Они выражены в поговорке «Что посеешь, то и пожнешь». Но у «закона бумеранга» есть и другие действительные причины. В так называемых странах Третьего мира, на Ближнем Востоке сосредоточены экономические, финансовые, политические интересы, которые и создают упомянутые нами ранее границы, но которые являются и каналами взаимодействия, политической коммуникации, связывающими мировые элиты с этими регионами, возвращающими все обратно, зло, насилие, смерть, и наоборот, добро, взаимопонимание и жизнь.

К сожалению, сегодня нельзя сделать вывод, что на бывшем советском пространстве была налажена жизнь, граждане новых государств оказались не в удел на собственной Родине, были разрушены прежние экономические связи, существовавшие в СССР. В условиях новых геополитических реалий России нужно принципиально и четко отстаивать свои интересы, стараться играть в долгую в регионах, жизненно важных для ее безопасности.